Ты мне друг: как устроен рынок онлайн-знакомств в России
Рынок сервисов для онлайн-знакомств начал свое развитие более 20 лет назад на Западе, когда в середине 1990-х появился американский Match.com. В России история дейтинга началась в 2001 году с портала Damochka.ru, который представлял собой многопользовательскую онлайн-игру с возможностью познакомиться друг с другом. В то же время в сервисе было больше текстового контента: посетители могли вести дневники и блоги.
Портал «Мамба» появился в 2003 году и совершил революцию — суть сервиса сводилась к оценке чужих фотографий. Модель существенно отличалась от западных аналогов: само общение было бесплатно, оплата производилась только за внимание. Как и Match.com в США, «Мамба» скупала дейтинговые сервисы в России (компании принадлежат сайты Teamo.ru, Yonja.com для турецкого рынка и Wamba.com). Кроме того, партнерские разделы знакомств размещены на love.mail.ru и dating.rambler.ru. Треть акций «Мамбы» принадлежат Mail.ru Group.
К середине нулевых у портала появился прямой конкурент — Love Planet, который вскоре приобрела РБК, желающая обосноваться в развлекательном сегменте интернета. К тому моменты основатель «Мамбы» Андрей Андреев продал компанию и открыл новый портал Badoo. Впервые в сервисе знакомств была использована геолокация. И хотя сайт стал главным конкурентом Match.com, в России он не добился высокой популярности.
В 2010 году команда Дмитрия Филатова купила приложение «Лицемер» на сайте «ВКонтакте», где пользователи оценивали фотографии друг друга, выставляя им баллы. В скором времени на его основе появился сервис знакомств Topface, который впоследствии вышел на рынок Турции, где и сейчас концентрирует все свои усилия. В России его популярность стремительно падает. Параллельно развивался проект «Фотострана», сменив в 2012 году позиционирование. Сейчас компания развивает дейтинг-сервисы и приложения, число зарегистрированных пользователей составляет 50 млн человек из РФ и стран СНГ и, по данным SimilarWeb, занимает 20-е место по посещаемости в Рунете. Сервис love.mail.ru и «Мамба» находятся на 33-й и 72-й позициях соответственно. По данным портала statista.com, российский рынок онлайн-знакомств оценивается в $66 млн.
Наиболее актуальный тренд - уход аудитории на мобильные платформы. К концу 2018 года доля мобильных приложений составит 55-60%. В сегменте приложений есть свои крупные игроки: мобильный сервис «Привет» изначально создавали для знакомств в общественном транспорте и в правительстве Москвы активно поддерживали его, но позже разработчики отказались от узкой специализации. Еще несколько — «ДругВокруг», который представляет собой гибрид сайта знакомств и мобильной соцсети, и набирающий популярность Tinder. Последним чаще пользуются жители крупных городов. Конкурируют с ними и названные Badoo, Love Planet, «Мамба», SweetMeet. Как на Западе, так и в России набирают популярность нишевые сервисы: для секс-знакомств Pure, для деловых связей JustLunch, для общения по интересам ParkFace, для автомобилистов и пешеходов «Автодруг».
Аудитория большинства сервисов — мужчины. Например, у Love Planet их около 60%, у Teamo — 65%, у eDarling и вовсе 70%. При этом гендерный перевес у некоторых игроков не так заметен: «Мамба» и «Фотострана» оценивают соотношение мужчин и женщин как 55% на 45%. Гендерное распределение зависит от возраста аудитории: в сегменте старше 45 лет число мужчин и женщин примерно одинаковое, более заметен перевес мужской 20-35-летней аудитории. Пользователи мобильных приложений, как и полагается, существенно моложе — от 18 до 30 лет. К сайтам знакомств по большей части обращается более старшее поколение.
Способов монетизации тоже несколько. Платный доступ или подписка - это основной источник прибыли для Teamo и eDarling. При этом женская аудитория пользуется этими сервисами бесплатно, мужчины за подписку вынуждены платить. Порталы позиционируют себя как сайты для серьезных знакомств, и подобные входные условия позволяют жестко фильтровать пользователей. По иной схеме работают Badoo, «Мамба», LovePlanet и «Фотострана». Она называется freemium и предполагает бесплатный доступ к базовому функционалу сервиса и доплату за дополнительные возможности. Средний ARPU сайтов знакомств во всем мире оценивают в $5-6 млн. В России основная часть маржи сосредоточена в вебе — именно на выручку и прибыль от веб-сервисов идет разработка мобильных продуктов, но сами по себе они пока приносят мало прибыли.