Страх перед выступлениями — гениальное изобретение человечества! Если бы был рейтинг самых доходных и выгодных страхов, именно страх публичного выступления занял бы первую строчку. Вы сами подумайте, какие перспективы раскрывает нам сочетание всего лишь одного страха — выступать публично, и одной потребности — зрелищ! Да весь шоу-бизнес мира, журналисты, актеры и певцы, обладающие средними способностями, но большими амбициями, просто обязаны воздвигнуть памятник благодарности именно ему — страху публичных выступлений.
Если бы все одаренные люди умели раскрываться по полной на аудиторию, легко выходили и без зажимов демонстрировали свои таланты, телевидение превратилось бы в обычную ленту новостей, шоу-бизнес остался в зачаточном состоянии и только истинные гении и мастера своего дела смогли бы по-настоящему процветать. Громкая посредственность имеет на руках только один козырь перед своей публикой — боязнь этой публики самой выйти и попробовать.
В обществе бесстрашных, где актером, певцом или оратором-любителем мог бы быть любой человек, места для дилетантов на сцене просто не осталось бы. Не потому ли самые дерзкие, не ведающие страха перед людьми, народы, такие как итальянцы, например, до сегодняшнего дня легко закидывают помидорами сфальшививших оперных певцов и именно их публика — самая требовательная? Итальянцы готовы выступать сами всегда и везде и потому не будут сидеть в зале и терпеливо смотреть на громкую бездарность на сцене.
Страх, коуч и целлюлит
Когда же вас одолевает экзистенциальный диссонанс между внутренними способностями и невозможностью проявлять их внешне, вы идете к коучам и психологам. И мы подходим к вашей проблеме, замотанной и запутанной в одежды противоречий, как подлые фарисеи: с одной стороны, мы видим и признаем ваши таланты. Мы приводим вас в состояние временного тонуса — под воздействием похвалы и эндорфинов вы на время превращаетесь в бесстрашного воина и выдаете то, чего сами от себя не ожидаете. После тренинг-сессий и мастер-классов вы выходите от нас счастливые и довольные тем, что, да, вы знаете и умеете, да, «молодец и пятерка».
В реальной же жизни через какое-то время вы сталкиваетесь с миной замедленного действия: вы как не могли внешне проявлять свои таланты, так и не можете. Потому что страх — это как жир и целлюлит. С ним надо работать самому, каждый день и постоянно искать новые подходы. Ум, как и мышцы, привыкает к монотонным упражнениям и больше не реагирует и не сбрасывает этот жир. Вы помните это потрясающее состояние эйфории и снова идете к коучам, так и не подозревая, что решить проблему вы даже не пробовали — вы просто стали очередной жертвой грамотной манипуляции химическими реакциями вашего мозга на внешнее воздействие.
Ваш первый шаг к реальности
Сначала нужно разобраться и смириться с мыслью, что, возможно, все это время вы видели себя не таким, какой вы есть на самом деле. Подумайте сами: за годы жизни вы сформировали не только образ самого себя, но и тот образ, который, как вы думаете, вы транслируете в мир. В то же время каждый человек вокруг вас делает то же самое. И каждый внутренне прекрасно осознает это противоречие между образом, который он транслирует, и тем, кем он считает себя на самом деле. Из века в век общество играет в привычную игру: я делаю вид, что верю твоей трансляции, а ты делаешь вид, что веришь моей. И все довольны, пока эта игра не начинает вредить проявлению ваших талантов.
Есть интересное упражнение, которое называется «360 градусов». Во французских компаниях его любят использовать для топ-менеджмента в момент перехода менеджера на более высокую позицию. Суть его следующая: на условиях анонимности опрашивают всех, кто взаимодействует с этим боссом. Буквально — каждого. В то же самое время приглашенные консультанты (то есть посторонние люди) тоже ведут с самим боссом беседы, выведывая, как, по его мнению, его воспринимают коллеги. Как вы понимаете, картинки не совпадают. И еще не было начальника, который бы решил дальше гнуть свою линию и не прислушиваться к окружающим.
Это упражнение оказалось очень полезным для групповых занятий по публичным выступлениям. Члены группы, которые занимались вместе несколько дней, после окончания тренинга отвечают на вопрос относительно каждого участника: что бы ты пожелал этому участнику для улучшения его ораторских качеств, и что бы ты пожелал самому себе. Шок, который испытывают участники, когда получают пожелания, почти всегда становится тем самым «пусковым крючком», заставляющим начать над собой работать по-настоящему.
Плохая и хорошая новости
Итак, сначала стоит признать, что есть, как в той поговорке, две новости. Начнем с плохой: ваш страх видят все. Даже люди, знающие друг друга всего ничего, не просто замечают страхи друг друга, но и очень детально описывают их и даже трактуют причины. Вывод: скрываться бесполезно, страх видят всегда.
Но есть и хорошая новость: со стороны страх воспринимается как естественное, присущее человеку явление. Никто не удивляется: «Ой, смотрите, он боится». Любой человек имеет право волноваться, более того, это может даже стать своеобразным милым козырем. Ведь легкая уязвимость — стандартный прием спикеров. Главное — чтобы волнение не мешало понимать, о чем вы говорите. Только в этом случае ваш страх и правда может раздражать аудиторию, и то не сам по себе, а как помеха на пути вашей информации. Поэтому я не предлагаю вам бороться со страхом. Я предлагаю вам работать с ним, соблюдая в этой работе определенные правила и технику безопасности.
Перестаньте обобщать свой страх
«Я боюсь» и «у меня потеют ладони и дрожат колени» — это не одно и то же. Доказано, что люди, которые четче всего смогли описать и, главное, осознать телесные проявления своего страха, справлялись с волнением намного лучше. Наш мозг хитер, но предсказуем: когда мы оформляем конкретную проблему в слова и произносим «у меня учащается сердцебиение», паттерн дыхания автоматически меняется. И если в этот момент сконцентрироваться просто на дыхании и ни о чем больше не думать, сердцебиение сразу приходит в норму.
Не стыдитесь
Вы можете испытывать страх, волнение, ужас перед этими людьми в зале, перед камерой, перед тем, как меняется ваш голос в микрофоне — со всем этим можно работать. Но если вы испытываете стыд — вы превращаетесь в беспомощного котенка. Дело в том, что, согласно исследованиям, человек, испытывающий стыд, полностью неспособен к обучению (подробнее на эту тему можно почитать у американского профессора Шоны Шапиро). Это значит, что если вы находитесь в состоянии «о Боже, я идиотка, зачем я вышла такая глупая перед этими умными людьми», то вы ни за что не сможете найти нужной фразы на сцене. Прежде всего нужно выйти из чувства стыда. Помимо прочего, человек в этом состоянии не способен и защищаться, и если в этот момент вас атаковать, стыдить, ругать, то вы будете только еще глубже уходить в свой стыд и позволите себя размазывать дальше. Бойтесь, но не испытывайте чувство стыда.
Думайте о своей идее, а не о том, как вы выглядите
У вас есть идея, мысль, задумка, страсть, которой вы хотите поделиться с окружающими. Именно это причина, по которой вы здесь. Вы хотите убедить аудиторию в своей идее, а не в том, что вы хороши собой и уверены в себе. Но очень часто, оказавшись перед зрителями, вы вдруг забываете об этом. А между тем есть большая разница между тем, чтобы продемонстрировать зрителям уверенность в себе как в спикере, и тем, чтобы показать уверенность в своей позиции.
Ты мне — я тебе
Мы боимся, потому что опасаемся неодобрения. Вдумайтесь: вы выходите на сцену перед незнакомыми людьми и ожидаете, надеетесь получить их одобрение. А вы когда-нибудь пробовали встать на их место? Почему, скажите пожалуйста, люди должны вас одобрять? Почему это не вы должны сначала продемонстрировать свое отношение к ним, своим слушателям? С какой стати вы должны нравиться мне, если я вам не нравлюсь или, что хуже, если вы обо мне как зрителе не думаете, а только беспокоитесь, как бы вам не забыть свой текст?
Ваш зритель тоже хочет быть любимым и желанным, хочет чувствовать себя в центре внимания. Так поставьте его в центр своего внимания! У вас и так микрофон есть: вы, как тот Петька из 2 «А», получили роль в школьном спектакле и выступаете, а он, ваш зритель — нет. Он сидит и слушает. Так покажите, что вы тоже думаете о нем, — и его благодарное одобрение не заставит себя ждать.