К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Большая разница: чем различается корпоративная культура больших корпораций и IT-стартапов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Одиннадцать различий крупных корпораций и начинающих компаний

Корпоративная культура больших, солидных компаний, структура и иерархия  в которых складывались десятилетиями, отличается от культуры молодых и борзых стартапов, особенно в IT-сфере, как небо и земля. В некотором смысле эти миры существуют параллельно друг другу, и когда переходишь из одного в другой, то испытываешь настоящий шок.

Компания, куда я пришел в апреле 2012 года, только-только перестала быть стартапом в классическом понимании этого слова, но сохранила все его черты, в части отношений внутри компании, принципов и рабочих механизмов. Люди, которые тут работали, в большинстве своем понятия не имели, что такое корпоративный мир, у них не было опыта работы в классических больших компаниях: кто-то пришел из мелких частных фирм, кто-то успел поработать в веб-студиях, а кто-то устроился сразу после университета. Я-то как раз работал только в крупных компаниях и могу сравнивать. Так вот, различия между корпоративным миром в его классическом понимании и модными  IT-компаниями  - в мелочах.

Дресс-код

 

Взять к примеру дресс-код. Иконы стиля здесь — «свои парни»: Стив Джобс (черная кофта и джинсы) и Цукерберг в вечной серой футболке. На самом деле на первых презентациях Apple Джобс тоже был в смокинге и бабочке, но кто это помнит? Когда в середине 2000-х офисным труженикам ОМЗ (Объединенные машиностроительные заводы) разрешалось по пятницам носить casual, это был своеобразный день расслабления, в том числе и психологического. Настрой на предстоящие выходные и обязательные в среде менеджеров среднего звена пиво с виски по пятницам в барах по соседству, которых в районе метро «Маяковская» хватало. В небольших компаниях такое сложно представить, тут джинсы, футболки, клетчатые рубашки и кроссовки. Вот и мои строгие костюмы и галстуки  уже несколько лет пылятся в шкафу и потихоньку выходят из моды.

Офис

 

Если Джобс — икона персонального стиля, то Google — непререкаемый авторитет в разделе организации офисного пространства, и вот уже лет 10 все айтишники стараются слепить рабочие места своих сотрудников по его образу и подобию. Ну а если «как у взрослых» не получается, то хотя бы настольные игры и печеньки должны быть в ассортименте. С одной стороны, да, это сплачивает командный дух. С другой стороны — это шумно и мешает тем, кто пришел на работу работать.

Рабочее время
Кстати, о работе. В корпоративном секторе не услышишь вопроса от подчиненного: а что, мне в выходные выполнять задание? Там порядок. Надо значит надо. Ты не уходишь с работы, если у тебя дедлайн, много работаешь и не ожидаешь оплату за внеурочные. Такие правила ты принял, когда устраивался и ответил положительно на собеседовании на вопрос про работу под давлением и ненормированный рабочий день.

Если в IT-компании сохранился дух стартапа, то сотрудники будут вкалывать и из дома, и в отпуске. Но если компания уже повзрослела, то неминуемо вылезают вопросы, а что мне за это будет?  Уважайте мое личное время. Я личность, а не станок на производстве. Но гибкий график в IT на самом деле гибкий, и в большинстве случаев это работает. Офис живет своей жизнью с 7 утра и до 24 ночи. Всегда кто-то на месте и работает. Кому как удобнее.

Бюджет
В больших компаниях все просчитано и утверждено на год. Бюджет мероприятий и статей расходов, центры финансовой ответственности (ЦФО). Но когда в IT-компании меня спрашивали: «А какой у нас бюджет?», — я впадал в ступор. Думай головой сам. Где ты работаешь? Сколько компания может себе позволить потратить на корпоратив или тренинг? Ты же для этого начальник подразделения.

 

Всяк сверчок…
В корпоративном секторе, я знал свой грейд. Какому уровню я соответствую. Я был спокоен, когда меня командировали в Екатеринбург на «Уралмаш». Точно знал, что эйчары закажут гостиницу и билеты экономкласса. А трансфер в дневное время на аэроэкспрессе, а в ночное на такси. В IT же нужно на пальцах объяснять, что можно, чего нельзя. И многое зависит от наглости конкретного человека.
В корпоративном секторе жизнь расписана поэтапно на годы вперед. В IT работники за год могут пройти от джуниора до тим-лида направления. А могут по 5 лет находиться на одной позиции, правда, с ростом зарплаты.

Распределение обязанностей

В корпоративном секторе специалисты узкоспециализированны. У каждого, даже у юриста, своя специализация. По вопросам лицензирования ты общаешься с одним, по земельным отношениям с другим, а про аренду с третьим. В одном из холдингов 9 отделов по разным направлениям в юридической дирекции. В небольших компаниях почти все универсалы,  отвечают за свой блок вопросов, осваивают смежные специальности. Если подходишь к специалисту не с его профильной проблемой, то 95% тебя не пошлют в другой отдел, а постараются помочь и разобраться. Ощущение, что в одной лодке плывем.

Ты, вы и по имени-отчеству

Сложно представить, чтобы в компании-стартапе люди обращались друг к другу по имени-отчеству вне зависимости от должности. Это будет очень фальшиво звучать. Все на ты и по имени, цивилизованно, по-европейски. А вот когда в ОМЗ у нас появились люди из Газпромбанка с рингтонами кремлевских курантов на телефонах, то без подчеркнутого уважения было никак.

Рамки дозволенного

В «Русском алюминии», где мне довелось работать в первой половине 2000-х, было почти как в армии. Согласно легенде, однажды генеральный директор шел в офис. У него было дурное настроение, а тут, как назло, курили у входа несколько человек. Он отобрал у всех пропуска, вызвал директора по персоналу и потребовал всех уволить.

В IT-сфере  очень бережное отношение к запретам. Однажды я запретил использование «телеграма» на работе (отключили доступ через вай-фай в офисе), чтобы все сосредоточились на доработке и пользовались только корпоративным чатом. Тогда сисадмин в знак протеста уволился, сказав, что не потерпит превращения  компании  в тюремную структуру.

Служба безопасности
Ее просто нет. Кому и что воровать? За кем следить? Нет самого овеществленного предмета акционерной собственности, за которую бы они переживали.

Новые технологии и ПО

 

На самом острие технического прогресса мало кто пользуется почтой. В корпоративном секторе все по-прежнему сидят в почте, разгребая по 200 писем в день, и не дай бог в отпуск уйти на полные две недели.

Матерная речь
Было удивительно, что часть обычной речи заменяется матерной (в этим я не мог смириться). В  корпоративном секторе начальники нередко выражаются при подчиненных. Но когда это просто часть общения — это странно. Не привык до сих пор. Есть две крайности. Одна крайность — это строгая армейского образца корпорация. Другая — какой-нибудь условный  идеальный Google, который на самом деле огромная глобальная корпорация и может себе позволить печеньки с пуфиками. В отличие от большинства стартапов, что не мешает последним изо всех сил пытаться быть похожими, хотя бы печеньками.

Когда попадаешь из корпоративного сектора в айтишный мир, тебя вовлекает и удивляет многое. Потом привыкаешь, и назад в корпоративный сектор не хочется. Те сотрудники, кого все-таки сманили в большой корпоративный мир, скучают по духу и коллективу и часто заходят в гости — говорят, что не хватает свободы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+