Китайский challenge: как создать коллекторский бизнес в Китае
«Китай — растущий рынок» — эта фраза стала присказкой в деловом мире. Впрочем, Китай не только растущий, но и самый закрытый из всех азиатских рынков, а потому шанс выжить и пустить корни на китайской земле есть только у самых настойчивых первопроходцев.
Возможно, немногие инвесторы обратили внимание на интересный факт: в стремлении снизить нагрузку на растущие объемы корпоративного долга власти Китая сместили фокус кредитования в розничный сектор: по сообщениям Bloomberg, в августе 2016 года объем выданных китайским домохозяйствам кредитов вырос на 21%, корпоративному сектору — всего на 10%.
Эту статистику вряд ли можно воспринимать как сигнал к немедленным инвестициям: начинать подготовку инфраструктуру бизнеса, в нашем случае — коллекторского, необходимо было несколько лет назад. Озвученные официальные цифры лишь косвенно подтверждают растущий изо дня в день объем потребления в сегменте consumer finance, а значит, и объем просроченного долга. В отличие от России или европейских стран, китайские финансовые регуляторы не публикуют консолидированную статистику, поэтому, выходя на азиатские рынки, приходится проводить разведку боем.
Исходя из собственного опыта могу сформулировать несколько особенностей местного рынка для амбициозных компаний, предоставляющих услуги в сфере управления проблемной задолженностью.
Первое и главное — это люди. Имея эффективную команду европейцев в костюмах Hugo Boss и с несколькими университетскими дипломами, не стоит ожидать немедленного покорения «развивающегося» Китая. Стержнем китайской команды на месте должен быть именно местный менеджер, причем имеющий опыт работы с национальным рынком взыскания. Контролировать его работу можно, но это фактически бессмысленно, потому что вы либо наняли правильного человека, который выведет бизнес в плюс, либо европеизированного азиата, не способного адаптироваться к местным реалиям. Сразу оговорюсь: искать людей в Китае сложно, так как уровень безработицы там минимален, и толпы квалифицированных сотрудников не будут обивать ваши пороги.
Вторая особенность — жесткая дифференциация. Не говоря уже о преобладании китайского языка в обиходе и минимальном уровне знания английского, необходимо учитывать, что для работы в каждой из провинций потребуется отдельная лицензия. Несмотря на лояльное в целом законодательство Китая в отношении коллекторов, некоторые бюрократические моменты обойти просто невозможно, причем в каждом конкретном случае требования будут зависеть от местных законов. Существуют и базовые жесткие ограничения, обойти которые не представляется возможным: например, представительство иностранной компании не может находиться на расстоянии ближе 3 км от военных объектов. Ошибетесь при локализации на пару сотен метров — и придется решать вопрос заново, поблажек здесь не бывает.
Необходимо помнить и том, что контактной информации по должникам в Китае в разы меньше, чем, скажем, в России, но при этом существуют ментальные особенности, способные помочь коллектору. Так, например, в отличие от процесса общения с типичным русским должником, звонки родственникам могут оказаться действеннее самого назойливого контактирования с должником напрямую. Невыплаченный денежный долг для китайца — это позор семьи, и ее воздействие в данном случае может привести к положительному результату.
Технологическая составляющая — еще один камень преткновения. Не стоит тратить время на адаптацию дорогостоящего западного оборудования, лучше сразу найти человеческие ресурсы для применения местных IT-платформ при создании колл-центров.
В остальном китайский рынок не так уж сильно отличается от среднестатистического европейского или российского коллекторского рынка. Федеральное законодательство достаточно демократично в отношении взыскателей. В отличие, скажем, от нашего 230-ФЗ никаких количественных ограничений в большинстве случаев нормы китайских законов на общение коллектора и должника не накладывают, прямой запрет связан только с угрозами в адрес неплательщика. Поэтому для успешной работы на китайском рынке самое сложное — пройти первый, «установочный» этап.