К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Оптимизируй это: как стартапу сэкономить половину бюджета

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Пять советов, которые помогут сократить расходы компании вдвое

Многим не взлетевшим стартапам просто не хватило денег: неправильное распределение средств часто губит самую гениальную идею. Наш опыт показывает, что, если задаться целью, можно сэкономить половину средств, не потеряв качества.

Использовать льготы

Маленькие компании часто работают «в серую». Если стартап планирует в будущем привлекать инвестиции, о такой системе работы не может быть и речи. Постоянные аудиты и Due Diligence можно пройти только с прозрачной бухгалтерией, и репутация в данном случае гораздо важнее экономии в моменте. А возникающие затраты можно оптимизировать через специальные льготы для малых ИТ-предприятий. Например, закон позволяет компаниям, которые оказывают услуги по разработке, адаптации, модификации программ и баз данных, а также занимается их установкой, тестированием или сопровождением, платить страховые взносы в два раза меньше — 14% от зарплаты вместо 30%. Для нашего ФОТ в размере 5-7 млн рублей экономия составила до 1 млн рублей в месяц.

 

Оптимизировать налоги

Несмотря на то, что сейчас есть тренд возвращать компании в Россию, в классическом случае стартап переходит в юрисдикцию с английским правом. Уход в офшор дает возможность использовать все механизмы защиты прав акционеров, а также открывает гибкие возможности финансирования. Но перевод компании в другую юрисдикцию автоматически означает переход российской операционной компании на общую систему налогообложения, что влечет за собой НДС на выручку, губительную для ИТ-компаний, поскольку мало какие расходы с НДС можно поставить к вычету. К тому же так появляются совершенно иные требования к ведению бухгалтерского учета.

 

Возможность не платить НДС при выручке менее 2 млн рублей в квартал временно решает эту проблему, но это доступно лишь на очень ранних стадиях развития компании. Далее же лучше проанализировать: если, как и в примере выше, компания занимается разработкой и продажей ПО, то переход от прямой дистрибуции к продаже лицензии на софт освободит бизнес от НДС. Стоит обратить внимание на то, что в России налоговые органы склонны считать продажу доступа к облачному ПО оказанием услуг, а не лицензией.

Использовать удаленные офисы

Правило простое: все, что можно делать не в Москве, лучше делать не в Москве. Запуская проект, мы начали подбор ИТ-специалистов в столице и столкнулись с тем, что стоимость ИТ-директора здесь может равняться стоимости целой команды разработчиков в регионах. Найти хороших специалистов нам оказалось проще в Казани, и наш центр разработки находится там. Кол-центр мы расположили в Воронеже. Мы стараемся предложить своим сотрудникам зарплату выше рыночной по городу, что позволяет привлечь и удержать лучших, а также избежать текучки. В итоге в Москве у нас небольшой офис, в котором работают только ключевые менеджеры. Да, управление удаленными офисами требует определенных навыков, дисциплины и, что важно, хорошей видеосвязи, но даже с учетом командировочных расходов иметь нестоличную локацию выгодно — фонд оплаты труда получилось сократить в два раза.

 

Отдавать задачи на аутсорс

Мы не устаем повторять, что являемся фанатами аутсорса. Передача непрофильных функций внешним подрядчикам — простое и гениальное решение, которое не только экономит деньги, но и убирает с менеджмента лишнюю головную боль. Зачем тратить время на подбор и адаптацию сотен сотрудников, если кто-то уже сделал это до вас? У нас есть пул подрядчиков  — в общей сложности более 100 небольших компаний, узко специализирующихся на своем деле: фотографы, клининговая служба, бухгалтеры, юристы. У такого подхода есть еще один плюс: если нужно открыть представительство компании в другом городе, не надо искать помещения и нанимать в штат новых сотрудников, достаточно найти партнеров, которые сразу начнут работу. Основную экономию здесь можно получить на облачной бухгалтерии, стоимость которой обычно составляет около 50% оклада главного бухгалтера, при этом ваши задачи решает целая команда профессионалов, а разовые задачи юристам в нашем случае выходят в сумме порядка 25-35% от оклада штатного сотрудника.

Арендовать все, что возможно

Переезд  — всегда трата ресурсов, а нам за год пришлось сменить три офиса, что подтвердило теорию — всегда лучше арендовать, а не покупать. Да, в моменте аренда меблированного офиса может быть дороже, но по факту вы немало экономите. Плюс мы разрешаем сотрудникам использовать свою технику — это позволяет избежать еще одной строки расходов. Ну а покупать лучше только то, что действительно необходимо для дела. В офисе Слонов есть шутка про диван, который вот уже пару лет хотят купить в офис, по факту получается, что без него бизнес прекрасно растет, сотрудники не страдают — значит, деньги на него пока можно не тратить. Отсутствие собственного имущества для стартапа — большой плюс. К этой мысли достаточно сложно привыкнуть, но как только компания при бурном росте пройдет 2-3 переезда, вы начнете смотреть на мебель, технику и забитые вещами кладовки как на балласт и уж точно не актив. К сожалению, в России плохо развит лизинг, но такая модель для стартапа подошла бы лучше всего.

Стартап должен быть бережливым, но не сходить с ума в бездумной экономии. Нельзя экономить на людях, которые на вас работают, — именно от них зависит успех дела. Слишком часто им приходится задерживаться в офисе допоздна, проводить не так много времени с семьей, как хотелось бы. В период бурного роста компании мы вынуждены приносить какие-то жертвы, и важно, чтобы семья это понимала, а вдохновение и поддержку сотрудник получал не только в офисе, но и дома. Поэтому мы готовы мотивировать и стимулировать сотрудников материально — предлагать дополнительные бонусы и компенсации. Это дорого, но всегда окупается по итогам.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+