К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Модный консультант: как начать карьеру в нефтегазовом секторе

Фото Bobby Yip / Reuters
Фото Bobby Yip / Reuters
Почему компании больше не нанимают академичных консультантов и какие качества нужны для работы в нефтегазовом секторе.

Нефтегазовые проекты составляют значительную долю российского рынка, и они всегда сопровождаются консультантами. Карьера в области нефтегазового консалтинга стала синонимом успеха, нефтегазовый сектор стал даже модным, особенно в юридических бутиках, заточенных на узкоспециализированную отрасль права. Как стать первоклассным консультантом на нефтегазовом рынке?

В первую очередь нужно ясно видеть свои профессиональные ориентиры и личные ценности, честно определить свои слабые и сильные стороны, включая личностные навыки. Однако на этом этапе стоит избегать одной из самых распространенных ошибок всех молодых специалистов — сравнения себя с другими людьми, потому что выводы о себе нельзя делать, равняясь на других. Затем нужно поставить цель и разработать дорожную карту ее достижения. Настоящий консультант должен уметь выполнять любую техническую работу. Я никогда не возьму на работу консультанта со «звездной болезнью», очень часто в качестве теста мы просим специалистов, претендующих на достаточно высокую позицию и зарплату, выполнить работу, которую обычно делают секретари, например, отформатировать текст. И если в глазах мы видим ужас или пренебрежение, то это тревожный звонок.

Нефтегазовый консалтинг достаточно жесткий. Это определяется характером компаний-клиентов, которым свойственная жесткость и дозированная бескомпромиссность. Те же качества они хотят видеть в своих консультантах. Олимпийское спокойствие в любой ситуации — очень нужная черта для консультанта, но иногда в ходе переговоров с контрагентом бывает необходима умеренная резкость. Мы часто сталкиваемся с тем, что контрагент нашего клиента обвиняет нас в излишней жесткости или давлении. Скажу так: если это согласовано с клиентом, то вполне допустимо.

 

Почти все бизнес-игроки перестали нанимать академичных консультантов. Знанием одной матчасти теперь хвастаться стыдно. Понимание рисков, скорость мышления и умение моделировать ситуации вытеснили знание научных монографий, статей и учебников. И сам консультант должен это понимать.

Консультант должен обладать бизнес-мышлением

 

Вне зависимости от того, оказывает он юридическое, налоговое или техническое консультирование в отрасли нефти, газа или ретейла. Бизнес не любит юристов и нанимает их скорее от безысходности. Шутливые фразы в переговорной о том, что сегодня мы точно ничего не подпишем, поскольку за столом сидят три юриста, а значит три разных мнения, конечно, заставят улыбнуться, но они немного принижают роль консультанта. И в этом виноваты мы сами. Никто не спорит, что нужно минимизировать риски клиента, но иногда консультанты, и вправду, слишком перестраховываются. Консультант должен смотреть на проблему не только с точки зрения права или налогов, но и с точки зрения бизнеса. Это поможет быстрее донести до клиента суть рисков и предложить решение, а иногда и самому понять, что рисков нет и вовсе.

Консультанты в области нефтегазовых проектов — в первую очередь специалисты, понимающие техническую составляющую проекта, его ценообразование, политические и экономические факторы, хотя это и не их зона ответственности. Глобальное видение проекта и навыки проектного менеджмента — основа качественного продукта любого консультанта. Юридические консультанты с  внушительным портфелем инфраструктурных проектов обязательно должны повышать свои навыки в сфере проектного финансирования, инжиниринга и технологий добычи нефти и газа.

Если наш потенциальный или действующий сотрудник говорит, что он не будет читать техническое задание, потому что там все про трубопроводы или вентиляторные градирни и это не имеет отношение к меморандуму о намерениях, который он пишет, я всегда напоминаю ему про «эффект бабочки», который не чужд и консалтингу. Внимательность к деталям — очень важная черта консультанта, которую нужно доводить до автоматизма.

 

Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает

Мы работаем в графике клиента, то есть в ненормированном. Если этот постулат принимается молодым специалистом, то консалтинг распахивает для него свои двери. Если нет, тогда его ждет работа инхаус, то есть внутри департамента отдельной компании, это его будущее в ближайшей перспективе. Рынок консалтинга, особенно юридического, перенасыщен, но сильных и профессиональных игроков не так много. Когда к нам на работу приходит девушка или юноша лет 23-25 с горящими глазами, я стараюсь сбить запал, в красках рассказывая про работу офиса по ночам, а также про то, что 3-4 часа на сон вполне себе хватает. Как ни парадоксально, у некоторых этот огонь начинает гореть еще сильнее. Конечно, как и все, мы устаем, поэтому в промежутках между драфтингом мы стараемся активно отдыхать. Я человек адреналина. У коллег более семейно-ориентированный отдых. Однако в середине лета мы планируем совместный заплыв на яхте по Европе. Ветер и скорость дают стопроцентную перезагрузку. Мир консалтинга дает тебе энергию и держит тебя в нереальном тонусе. Те молодые специалисты, которые выберут этот путь, обеспечат себе яркую и насыщенную жизнь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+