Все началось с того, что мы поставили себе дедлайн — 1 апреля 2017 года открыть сайт и начать интернет-продажи. Получив в декабре 2016 года финансирование из областных средств на закупку оборудования, мы посчитали и решили, что трех месяцев на организацию промышленного производства будет достаточно. Ведь надо всего лишь купить оборудование, установить его, провести подготовительные работы в помещении, отработать технологию изготовления, провести опыты, а параллельно закупить все комплектующие к продукту, сделать сайт, разработать этикетку и так далее. «Запараллелим процессы, ускоримся, привлечем людей, будем работать не покладая рук», — решили мы и, наполненные энтузиазмом, отправились за работу.
С 21 декабря мы не могли связаться с контрагентами, а те, до кого дозвонились, не выполнили ни одну просьбу. Оказалось, что в России начался Новый год! Такая история продолжалась до середины января. Только на третьей неделе нового года мы начали работать. Как все знают, дальше была неделя праздников в феврале, неделя в марте… В итоге три месяца, на которые мы рассчитывали, превратились в 30 рабочих дней. Большинство компаний и их сотрудников работают в своем режиме, который устоялся годами. С такими контрагентами сложнее всего вести дела, ведь их не сильно беспокоит то, что тебе нужно все делать в два раза быстрее, и если в такой компании договор подписывается неделю, то ускорить этот процесс извне стоит титанических усилий. Этого мы не учитывали, когда планировали свою работу.
Нам повезло, что оборудование удалось получить вовремя — оно было установлено уже на второй неделе января, но «дьявол кроется в деталях»: адаптировать к работе это оборудование удалось только в середине марта. Мы не могли подумать, что тут не найдется специалистов, которые смогут его быстро настроить, а импортные поставщики будут не в силах нам помочь из-за границы. Даже самым умелым мастерам-наладчикам понадобилось большое количество времени, чтобы разобраться с оборудованием, которого нет во всей Кировской области. Не менее важной задачей параллельно было проведение подготовительных работ в помещении. Я — выпускник строительного факультета, опыта работы у меня не было, пришлось самому разбираться в тонкостях организации производства.
«Надо было привлечь профессионалов», — скажете вы нам. «Мы сами себе повторяли это каждый день», — скажем мы вам в ответ. Безусловно, работу должны выполнять те люди, которые умеют это делать. Однако было две преграды: во-первых, в Кирове нет опыта подобного производства и специалистов в этом вопросе, а во-вторых, те, которые без труда могут разобраться в этом, нуждаются в высокой оплате своей работы. У нашего проекта нет инвестора в прямом смысле этого слова. Наши финансовые активы ограничиваются двумя грантами на общую сумму полтора миллиона рублей, которые должны быть потрачены исключительно на целевые нужды. Таким образом, оплата работы подрядчиков нам не по карману.
В условиях жесткой экономии многие стартапы ищут финансовой поддержки на различных конкурсах, которые проводят некоторые крупные компании. Мы не были исключением. Для участия в таких конкурсах обычно нужно снять видеоролик, отправить фотографии, написать эссе или выполнить несколько простых заданий. За победу обещают значительную сумму денег и другие виды поддержки. Принимая решение об участии в таких конкурсах, нужно помнить, что организаторы делают это зачастую не для того, чтобы поддержать хорошие проекты, а преследуя свои цели: сделать себе рекламу, привлечь новых клиентов, собрать базу контактов и так далее. Протестировав на себе, можем сказать, что потраченные усилия не окупаются и лучше работать над самим проектом, что даст куда большую прибыль во всех значениях.
В то время, пока я изучал особенности механических, пневматических и гидравлических установок, Екатерина Щеголева погружалась в особенности юридических и бухгалтерских аспектов ведения деятельности организации. На самом деле все дополнительные курсы по предпринимательству, которые были освоены нашей проектной командой, рассказывали о том, как составить бизнес-план, оценить бизнес-модель, изучить целевую аудиторию и так далее. Но только на одних из этих курсов можно было познакомиться с юридическими и бухгалтерскими основами бизнеса. Мы впервые в жизни увидели настоящего налогового инспектора, который стал нашим проводником в процессе ведения законной предпринимательской деятельности. И здесь мы позволим себе обратиться ко всем организаторам стартап-академий, бизнес-акселераторов и т. п.: пожалуйста, уделяйте этой теме большое внимание! Ведь в условиях ограниченных финансовых ресурсов большинство начинающих предпринимателей ведут эти процессы самостоятельно, а найти место, где тебе расскажут об этом бесплатно, крайне трудно.
Также самостоятельно мы начали разрабатывать сайт. Хорошо, что сейчас есть большое количество платформ, где ты можешь сконструировать сайт, не имея специальных знаний и подготовки. Однако по вопросу дизайна мы решили обратиться к профессионалам, которые работают в этой отрасли. Мы подумали, что было бы неправильно ставить их в рамки, поэтому предоставили широкое поле для фантазии, объяснив только примерно, что мы хотим. И допустили ошибку, которая стоила нам драгоценного времени! Все работы дизайнеров были чрезвычайно хорошо и качественно выполнены, но они не отражали суть продукта. Каждый из членов нашей проектной команды привлекал дизайнера со своей стороны, но с каждым разом мы все чаще повторяли: «Это не про нас». Оказалось, что никто не смотрит на наш спрей так, как мы. Первоначальное название проекта было Stardust. Одно из словарных значений - волшебное качество или что-то, создающее приятное, подобное мечте чувство. Так и мы считаем наш продукт немного волшебным, космическим, совершенно уникальным и хотим передать это ощущение нашим потребителям. Чтобы они, взяв в руки этот прекрасный аэрозольный баллончик со светоотражающим спреем внутри, почувствовали волшебство. В итоге дизайн этикетки пришлось придумывать почти без посторонней помощи. Это задержало нас на несколько месяцев.
На входе в предпринимательскую деятельность мы не имели никакого опыта и понимания, как работать с подрядчиками, как ставить технические задания, как правильно планировать, как управлять человеческими ресурсами в команде. Те ошибки, которые стоили нам драгоценного времени, навсегда запечатлелись в нашей памяти, оставив ощущение того, что мы начали понимать, как делать это правильно. Разумеется, через каждый последующий месяц ведения проекта нам будут открываться новые истины, будут вырабатываться новые правила и принципы. Все вначале допускают ошибки, но необходимо вовремя выявить, проанализировать, сделать работу над ними, не потеряв большого количества времени и других ресурсов. А пока, устраняя последствия нашего неэффективного планирования, мы стараемся успеть запустить продажи, как обещали, — в первой половине апреля.