Нужен ли инвестор, если у основателя есть еще и необходимая сумма денег для первых шагов в создании новой компании? Ответ на этот вопрос, не так прост как кажется. Продолжая развивать Pixonic, мы с партнером поняли, что если когда-нибудь будем строить компанию с нуля, то обязательно привлечем инвестора. Несмотря на принятые среди стартаперов клише, что нужно работать на себя, не «на дядю», привлечение инвесторов дает не всегда очевидные, но очень важные преимущества.
Знакомая ситуация — ставишь грандиозную цель, но обстоятельства сбивают с толку, рутина затягивает и отвлекает, глаз замыливаться — в результате не видишь новые возможности. Кажется, что уровень, на котором находится компания сейчас, вполне устраивает основателей. Если есть инвестор, то отойти от намеченного курса не так легко. Как правило, основатели согласуют с инвестором определенные цели, которых компания должна достичь за определенный период. Если команда вдруг решит их поменять, придется доказывать целесообразность этого шага инвестору. Даже мысль об этом держит в тонусе. Инвестор — как тренер, стимулирующий силу воли, которая при тяжелой работе никогда не бывает лишней.
В Pixonic был глубокий кризис, когда мы с Филиппом Гладковым только возглавили компанию — прибыль от двух главных игровых хитов компании стремительно падала, и для выживания нужно было срочно создавать новый продукт. Денег не хватало, и мы попросили у текущих инвесторов займ. Получив деньги, мы стали работать с еще большим рвением, потому что отвечали не только за команду и репутацию компании, но и за деньги инвесторов, которые поверили в нас и наш план. Когда же Pixonic при расширении понадобился более просторный офис, перед нами встал вопрос — арендовать его в центре, или сэкономить и выбрать офис подальше, как делает большинство частных студий? Поразмыслив, мы решили, что для сотрудников и дальнейшего роста компании удобное расположение офиса важнее. Если бы компания была частной, кто знает, насколько соблазнительной показалась бы идея выбрать офис на окраине и ежемесячно «выводить» сэкономленные деньги на красивую жизнь? Не буду скрывать — за годы работы в Pixonic иногда у меня возникал вопрос — «почему я должен все делать?», но инвестор быстро напоминал — почему.
В первые год-два после запуска новой компании, находясь в постоянном потоке задач и стрессовом состоянии, очень сложно выделить время на рефлексию, обдумать и оценить происходящее и скорректировать дальнейшую тактику и стратегию. Ежеквартальные отчеты для инвестора позволяют это сделать. Они требуют времени для создания понятных презентаций с подробным изложением выполненных задач и планов на будущее. С одной стороны, процесс может показаться бессмысленной тратой времени, с другой — подготовка такого отчета позволяет взглянуть на свой бизнес со стороны, и увидеть возможные точки роста, или задачи, которые требуют слишком много усилий, но не принесут нужного результата. При подготовке презентаций для инвесторов Pixonic, мы не раз корректировали планы и придумывали что-то новое для развития компании.
Инвестор должен быть тем человеком, который сможет прямо сказать основателям о проблемах или не очень хорошем результате. Прямым текстом и без купюр. Мнение инвестора может оказаться резким, неожиданным, возможно, странным, при этом полезным. Он не сотрудник компании и даже не партнер, с которым вы вместе находитесь «внутри системы», поэтому инвестор помогает посмотреть на проблему со стороны, что иногда бывает сложно сделать самим основателям компании. При этом инвестор не обязан разбираться в деталях вашего бизнеса и предлагать готовые решения, поэтому важно стремиться к конструктивному диалогу, не поддаваться эмоциям и желанию критиковать в ответ.
Я отлично помню день, когда мы с гордостью сообщали инвесторам, что сократили косты на различные разработки, вышли в прибыль, сконцентрировали свои силы на увеличении оборота War Robots, обдумываем план дальнейших апдейтов и стратегии продвижения. Вместо слов «какие молодцы», мы получили в ответ — «вы идиоты». Нам напомнили лишний раз, что хотя хиты и прибыль от них для компании-разработчика игр — это важно, но нужно при этом не забывать разрабатывать новые игры. Мы были так ослеплены ростом, так боялись потерять фокус с игры War Robots, что не стали прорабатывать никаких планов по разработке новых продуктов.
За время работы у каждого основателя нарабатываются контакты специалистов той индустрии, где работает его компания, но когда дело касается непрофильного нетворкинга — снова на сцену выходит инвестор. Если потребовались контакты юристов, финансистов или бухгалтера, проще всего обратиться за помощью к инвестору. Как правило, у крупных инвесторов хорошие связи в большом количестве отраслей. Иногда вам могут не дать контакт именно того, кто вам нужен, но вас точно представят человеку, через кого можно будет продолжить поиски интересующей информации. Именно инвесторы посоветовали нам воспользоваться сервисом факторинга в тот момент, когда игра War Robots начала расти, но средств на раскрутку не хватало. После этого мы два года увеличивали оборот на 55% ежеквартально.
Довольно часто инвестором является человек, который имеет за плечами опыт построения бизнеса или управления компанией. Иногда его запросы могут создать напряжение, некий «внешний кризис», преодоление которого может помочь росту. С нашими инвесторами у нас были разногласия о необходимости планирования по ряду задач. Инвестор требовал планы и отчеты, формат которых отлично подошел бы на заводе — сколько людей будет нанято по отделам, какой бюджет заложен на ФОТ в следующем году и т.д. Нас же не устраивала эта бессмысленная писанина, так как в динамично развивающейся компании придерживаться первоначального плана не просто невозможно, но и вредно. В результате мы договорились об удобном формате и возможности отклонения от изначального плана. Мы стали рассказывать о стратегии компании не только по красивым графикам и презентациям, но и подкреплять это все примерными таблицами бюджетов. В итоге «внешний кризис» заставил нас повысить свою финансовую грамотность, что помогло в общении с инвесторами.
После этого мы построили гибкую модель для бюджетирования затрат на маркетинг, которая имеет довольно широкие рамки. В итоге у маркетологов есть простор для маневра, а нам не нужно постоянно контролировать бюджеты — наше внимание требуется лишь тогда, когда возможно сильное отклонение от планов. Новые знания облегчили и повседневное управление компанией. Мы по прежнему не даем планам связать нас или сотрудников по рукам и ногам, и смогли найти такой формат планирования, который нам подходит.