Миллион до 33 лет: 9 молодых предпринимателей, создавших серьезный бизнес
Несмотря на очередной кризис, вторая половина 2000-х дала молодым бизнесменам немало возможностей для роста. «Самый большой плюс в России — конкуренция на другом уровне [по сравнению с Западом] и огромное количество незатронутых тем», — говорил в интервью Forbes в 2009 году президент группы компаний «Связной» Максим Ноготков. С той поры у «Связного» появилось несколько новых проектов, а его основатель попал в рейтинг «200 богатейших бизнесменов» (№82, $1,3 млрд). Помимо Ноготкова в нашем рейтинге есть еще пять предпринимателей моложе 40 лет: Вячеслав Мирилашвили — сооснователь «ВКонтакте» (№114, $950 млн), Андрей Андреев — владелец Badoo (№127, $800 млн), Виталий Юсуфов — президент Nordic Yards (№153, $700 млн), Максим Ликсутов — ныне заместитель мэра Москвы (№157, $650 млн) и Иван Таврин — совладелец «ЮТВ Холдинга» (№200, $500 млн). Все они приходили в бизнес совсем молодыми — кто-то начинал самостоятельно и с нуля, воспользовавшись увиденными возможностями, кому-то помогли родители.
Остаются ли еще у молодых шансы в бизнесе? Мы считаем, что да. Можно стать если не мультимиллионером, то заметным игроком на выбранном рынке. Именно об этом и рассказывает наш фотопроект. Выбирая молодых и успешных, мы поставили возрастную планку — 33 года (среди предпринимателей до 30 лет много интересных стартаперов, но масштаб их дела пока сравнительно невелик). Они должны были основать свои компании во второй половине 2000-х и к настоящему времени достичь годовой выручки не менее 200 млн рублей или в случае продажи доли в своем бизнесе — капитализации не менее $10 млн (такая унификация условий связана с тем, что для разных рынков успешность бизнеса измеряется разными цифрами). Как мы искали героев? Расспрашивали экспертов и аналитиков, задавали вопросы «Деловой России», «Опоре России» и отраслевым ассоциациям, общались с инвесторами и бизнес-ангелами, вкладывающими деньги в проекты молодых предпринимателей.
По ходу дела мы в очередной раз убедились, что российские реалии пока не отвечают ожиданиям молодых предпринимателей. Несколько владельцев достаточно крупных компаний не захотели участвовать в проекте, опасаясь привлечь внимание налоговых и иных проверяющих структур. «Боюсь», — лаконично ответил один из отказников. «Экономика у нас кривая и прямее не становится», — объяснил другой. В производственных сферах молодых успешных бизнесменов очень мало. «У нас таких нет», — стандартный ответ отраслевых ассоциаций. Наконец, третье наблюдение: преуспев в бизнесе, многие молодые держат путь в чиновники и политики. «Вы опоздали, я больше не бизнесмен, а вице-губернатор области», — разочаровал Forbes 30-летний предприниматель, сумевший наладить в своем городе высокотехнологичное производство. Но есть и те, кто не меняет курса. «Догнать нас хотя и непросто, но в принципе возможно, — заявляет 33-летний Андрей Романенко, глава совета директоров группы компаний Qiwi. — Именно это заставляет нас двигаться вперед семимильными шагами».