Автор — старший менеджер по управлению персоналом PwC
В последний год все чаще на разных конференциях, посвященных кадровым вопросам, поднималась тема работы из дома, она же «удаленная работа» или «телеработа». В чем ее плюсы и минусы?
Чем выгодна работа из дома
Плюсов такой работы много как для сотрудников, так и для компании. Факты говорят сами за себя: 10 часов в неделю в среднем тратится на поездки на работу, 81% молодежи 13-17 лет уже задумываются о проблемах баланса работы и личной жизни, а количество людей, работающих удаленно, последние годы растет по всему миру на 24% ежегодно. Примерная экономия средств на 200 сотрудников, работающих не в офисе, может доходить до $3 млн в год. Экономия происходит за счет сокращения затрат компании на аренду, офисную мебель, коммунальные платежи, а также на заработную плату, так как вознаграждение ставится в зависимость от конечного результата сотрудника. Экономятся и бюджеты на поиск и обучение сотрудников, которые все чаще осуществляются в электронном формате.
Современные технологии позволяют иметь доступ к сетевым ресурсам компании, включая базы данных, получать сканированные копии из архива, быть на связи с клиентами и коллегами, формировать виртуальные команды и эффективно работать, находясь дома. При этом сами сотрудники могут более гибко управлять своим временем, самостоятельно расставлять приоритеты: вставать попозже и не мучиться в пробках, меньше тратить на одежду и обеды в кафе, быть ближе к домашним. Растет удовлетворенность работой и уменьшается текучка кадров. Телеработа все чаще применяется в таких областях, как информационные технологии, финансы, страхование, бизнес-услуги и др.
Главные опасения, касающиеся удаленной работы, связаны с потенциальным ослаблением дисциплины и контроля, а также отсутствием командного духа и командной работы. Я тоже так думала, пока мы не подготовили план роста PwC на ближайшие пять лет. И поняли, что уже через пару лет наш новый шикарный офис не сможет вместить всех сотрудников. К тому же надо признать, что проблема баланса работы и личной жизни для аудиторов, консультантов и юристов стоит очень остро.
Мы сформировали команду, состоящую из представителей HR, IT и административного отдела, определили круг вопросов для каждого из участников и начали сбор информации для подготовки наших предложений по внедрению телеработы.
Опыт американского офиса PwC
Мы знали, что такой подход используется в офисах PwC в США, и поэтому первым делом обратились к опыту наших американских коллег. Я позвонила нашему директору, которая недавно уехала в Америку на стажировку. Она рассказала, что многие сотрудники работают из дома по два-три дня в неделю, присутствие или отсутствие консультанта в офисе никто не контролирует: главное, чтобы человек был всегда на связи и делал работу вовремя и качественно. Поэтому в офисе народу немного, а те, кто приходят, тратят гораздо меньше времени на неформальное общение. Количество внутренних встреч сведено к минимуму, при этом на встречи никто не опаздывает, повестка дня строго соблюдается и встречи длятся не более 30 минут. Оценка персонала жестко завязана на количественные показатели эффективности. А показатели не зависят от того, работаешь ты в офисе или дома. Работа должна быть сделана, и точка.
В американских офисах разработана специальная политика и процедуры для телеработы. Заявку на работу из дома может подать каждый сотрудник, который хочет сделать свой график более гибким и найти лучшие возможности для баланса работы и личной жизни. Утвердить заявку должен непосредственный руководитель, а затем начальник отдела и представитель HR. Возможность работать удаленно предусмотрена только для тех, кто зарекомендовал себя как ответственный работник. Основные критерии утверждения кандидатов: высокая степень самоорганизации, самоконтроля и дисциплины, умение четко соблюдать сроки, ориентация на результат, а также хорошие навыки коммуникации и работы в команде.
Работающие из дома получают от компании стандартный офисный «теленабор»: лэптоп с VPN-настройками, сканер, принтер с картриджами и телефонную линию. Компания оплачивает услуги по установке и ежемесячному обслуживанию оборудования. Если сотрудник увольняется, он возвращает оборудование компании.
Ежеквартально проводится оценка результатов работы сотрудника, в ходе которой он сам, его наставник и представитель HR обсуждают достигнутые результаты, профессиональное и личное развитие, уровень удовлетворенности такой формой работы, проблемы и пути их решения. По результатам встречи принимается решение о том, может ли сотрудник продолжать работать из дома (или из близлежащего кафе) или должен вернуться в офис.
У нас в российском офисе некоторые сотрудники, особенно молодые матери, работают из дома несколько дней в неделю или даже всю неделю. Бывает, что сотрудник, который хочет сосредоточиться и «добить» какой-то важный проект, берет работу на дом. И все же пока у нас не разработана политика, эта концепция не получила полной поддержки со стороны руководства. Однако процесс начался, и мы уже рассматриваем возможность предлагать работать из дома по два-три дня в неделю сотрудникам начиная с уровня менеджера.
Препятствия для перехода на телеработу
Что может послужить препятствием для работы из дома?
Материальные факторы: в доме нет интернета, квартира слишком маленькая, и нет возможности уединиться и сконцентрироваться на работе.
Психологические факторы: недоверие, привычки, нежелание менять устоявшуюся практику. Вот набор типичных возражений руководителей и сотрудников против новой системы: «Их тогда вообще не найдешь! Некоторые трубку не берут», «Я даю работу тем, кто сидит рядом. Мне легче все объяснять лицом к лицу», «Мне комфортно на своем рабочем месте; у меня там фотографии, бумаги лежат так, как я привык; не хочу делить свой стол с кем-то еще, кто будет работать на нем в другие дни», «Мне самой трудно сосредоточиться дома, и детям будет трудно», «Ничего не получится без жесткого контроля, а контролировать легче в офисе».
HR-аспекты: подход к оценке сотрудников придется менять в сторону оценки по результату. В офисе у сотрудников больше возможности продемонстрировать лояльность и старательность руководителю, который наблюдает за работой подчиненных. Необходимо разрабатывать критерии для оценки и продвижения по карьерной лестнице, которые были бы справедливы и для офисных, и для «удаленных» работников. На сотрудников HR, администраторов и секретарей ляжет большая нагрузка по координации и поддержке.
Соображения комфорта: на выбор модели работы влияет качество офиса. У нас очень комфортный офис с просторными кухнями, уютным кафе с открытой летней террасой, хорошим кофе, кулерами с водой, офисным доктором, массажными кабинетами, залом для йоги, высокоскоростным интернетом и Wi-Fi во всем здании. Жарким летом прошлого года я мечтала переселиться в офис. Но все меняется, и возможно, я сама скоро пойму все прелести работы из дома.
Автор — старший менеджер по управлению персоналом PwC