К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Поработать на Россию как Хиддинк

Поработать на Россию как Хиддинк
Взгляд хедхантера: что ищут и чего боятся в России менеджеры-иностранцы

Когда моему знакомому, директору по маркетингу крупного европейского автопроизводителя, сообщили, что его отправляют на несколько лет в московский офис, реакция его коллег была следующей: «Что ты натворил? В чем так сильно провинился?!»

Не так давно мы предложили кандидатам из нашей базы обновить свое резюме, напомнив о том, что рынок труда в России оживает, появляются новые вакансии. Получив обратную связь от кандидатов-иностранцев, я удивился. Фразы «Россия — это совершенно не то место, где стоит жить и работать» перемежались с письмами в стиле «очень заинтересован в работе в российской компании». Диаметрально противоположная реакция.

Чего же ищут в России иностранные специалисты и чего боятся? Мой собственный опыт, опыт моих коллег — экспатов и наших кандидатов — показывает, что основной причиной для переезда в Россию выступает уверенность в том, что в развивающейся, быстро меняющейся экономике больше шансов построить карьеру, заработать, подняться на новый уровень профессионального развития. Конкуренция во многих отраслях российской экономики совершенно несопоставима с европейской и американской. Например, в Москве около 300 рекрутинговых агентств, а в Лондоне — 11 000.

 

Немаловажным фактором по-прежнему являются более низкие налоги. В Германии, например, подоходный налог составляет до 45%. Даже при одинаковом уровне заработной платы разница получается весьма ощутимой. Некоторые заинтересованы в России по личным причинам, например изучали русский язык и хотят пожить в стране, где на нем говорят.

Безусловно, есть и те факторы, которые делают эту картину не столь радужной. Стиль ведения бизнеса, часто отличный от европейского, высокий уровень коррупции — все это пугает иностранцев. От нескольких кандидатов из Европы я слышал вопрос «Безопасно ли мне выходить здесь ночью на улицу?».

 

Несмотря на это, количество иностранных специалистов, желающих работать в России, только растет. Чем же они интересны российским компаниям?

На этот вопрос можно лаконично ответить примером — Гус Хиддинк и сборная России по футболу. Опыт и знания иностранного специалиста — то, что составляет его основную ценность. Иностранцев привлекают как на топовые позиции директоров, менеджеров, так и на позиции middle-management. Ищут специалистов, которые могут помочь запустить работу нового для компании департамента, или профессионалов в редких областях.

К сожалению, я видел много примеров, когда российские компании нанимали иностранных менеджеров и, не получив сиюминутных результатов, расставались с ними, поскольку совершенно не были готовы ждать. Тем не менее мне кажется, что российские компании постепенно осознают, что иностранный менеджер — это не дорогая игрушка или волшебник, а сотрудник, при правильном использовании опыта которого можно получить большую отдачу.

 

Неспокойные кризисные времена не лучшим образом отразились на экспатах — массовые увольнения не обошли стороной и их. Несмотря на это, многие иностранные специалисты не спешили уезжать домой, рассчитывая на то, что рынок восстановится довольно быстро, и, похоже, они не ошиблись. Из тех, кто все-таки уехал, многие хотят вернуться. Российские компании вновь показывают готовность нанимать сотрудников-иностранцев, однако тенденция перекупать их сошла на нет. Я бы сказал, что как компании, так и экспаты стали более адекватно себя вести при обсуждении условий работы.

Кстати, об уровне компенсации экспатов ходит множество слухов. Конечно, если компания командирует своего сотрудника в Россию, помимо зарплаты ему предоставляется солидный соцпакет — оплата жилья, обучения для детей, поездок домой и т. д. Но в целом уровень компенсаций иностранных сотрудников не сильно отличается от зарплат российских специалистов с аналогичным опытом. Более того, экспаты часто бывают более гибкими при обсуждении вопросов заработной платы и бонусов, особенно на посткризисном рынке.

Один из камней преткновения при привлечении экспата — знание русского языка. Сегодня большое количество позиций содержат это требование. По своему опыту могу сказать, что жить в России, не зная русского языка, намного дороже во всех отношениях. Проблемы будут возникать везде: от таксистов, пытающихся завысить цену на проезд в несколько раз, до коллег, которые не всегда с пониманием относятся к иностранцам, не говорящим по-русски.

В крупной российской розничной сети, нанявшей британца на позицию управляющего директора, его подчиненные договорились на встречах разговаривать исключительно на русском. Это был своего рода бойкот. Когда же директор через полгода начал вполне сносно объясняться на русском, его стали воспринимать совершенно иначе.

Вопрос «быть или не быть» касаемо работы в России, как мне кажется, решается довольно просто. Если сам экспат или его руководство понимают, что он может предложить российскому рынку то, что не сможет предложить местный специалист, то, скорее всего, ехать стоит. Вполне возможно, что спустя некоторое время уезжать и не захочется.

 

Автор — управляющий директор рекрутингового агентства Antal Russia

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+