Сегодня, во многом благодаря усилиям профильного министерства, в центре внимания находится не высшее, а среднее образование. Но близится лето, и проблема поступления в вузы опять выходит на первый план. В последние годы все дискуссии вокруг этого вопроса сводились к обсуждению достоинств и недостатков ЕГЭ. И хотя тема имплементации единого экзамена, которая позволяла бы обуздать коррупцию и выявить реальные знания учеников, а не их талант прочитывать мысли московских методистов, по-прежнему актуальна, все же сейчас обсуждаются исключительно детали ЕГЭ. Глобально никто не ставит под сомнение, на основе какой информации вузы будут отбирать абитуриентов. В подавляющем большинстве случаев это будут только результаты ЕГЭ, а в небольшом количестве вузов еще и дополнительные экзамены.
В этой ситуации более актуальным становится вопрос о том, как на основе этой информации распределить абитуриентов по институтам. Существующая на данный момент система практически полностью унаследована со времен, когда вузы сами организовывали свои экзамены, и поэтому не использует в полной мере возможности, которые предоставляет единый экзамен.
Основной проблемой существующей системы является то, что некоторые абитуриенты подают заявления не в те вузы, в которых они действительно хотели бы учиться. В некоторых случаях сильный абитуриент может недооценить свои шансы и не подать заявление в сильный вуз, посчитав, что его все равно туда не возьмут. Или, наоборот, излишне самоуверенный абитуриент может подать заявление только в хорошие вузы и оказаться у разбитого корыта.
А ведь наличие единого экзамена может избавить от этой проблемы. Основана эта возможность на системе централизованного поступления, при котором распределение абитуриентов по вузам основано на алгоритме мэтчинга. Такой подход уже много лет используется, например, при распределении медиков по резидентурам в США, а недавно стал применяться и при распределении учеников по школам в Нью-Йорке и Бостоне.
Суть метода заключается в следующем. Существует централизованная система по сбору информации, в которую:
— каждый абитуриент сообщает список вузов (с точностью до программы), куда он хотел бы поступить, и ранжирует их, при этом список может быть достаточно длинным, чтобы стратегические соображения «поступлю — не поступлю» переставали играть роль;
— вузы, в свою очередь, сообщают, сколько они готовы взять студентов на какую программу;
— передаются баллы, которые каждый из абитуриентов получил на ЕГЭ и дополнительных экзаменах, предусмотренных для специальных программ.
На основе этой информации запускается алгоритм мэтчинга, смысл которого заключается в том, что студент поступает в наиболее предпочтительный с его точки зрения вуз, в котором еще остались места, не занятые абитуриентами с большим количеством баллов. Одним из преимуществ подобного алгоритма является то, что он стабилен. Нет такого вуза и студента, которые обоюдно хотели бы, чтобы студент оказался в этом вузе, а не в том, который ему приписали: всегда оказывается, что если студент хочет попасть в другой вуз, то там все места уже заняты студентами с более высоким баллом, а если вуз хотел бы заполучить другого абитуриента, то тот попадает в лучший (с собственной точки зрения) институт.
К достоинствам подобной системы относится не только описанное выше свойство стабильности (что уже выгодно отличает ее от существующей у нас системы), но и тот факт, что у студентов пропадают стимулы стратегически выбирать вузы, в которые поступать, так как он ничего не теряет от того, что поставит на первое место в списке, например, МГУ, даже если у него нет шансов туда попасть. Поскольку студенты честно ранжируют все вузы, появляется достаточно информации о том, какие институты наиболее популярны у абитуриентов. При этом можно отличить вузы, пользующиеся популярностью у слабых и сильных абитуриентов. На основе этой информации можно создавать объективный рейтинг институтов, который, в частности, можно использовать для определения размера бюджетного финансирования вузов — задача, над которой уже давно ломает голову Министерство финансов.
Описанный алгоритм мэтчинга не является универсальным и должен учитывать особенности каждой конкретной ситуации (например, возможность дополнительных экзаменов по специальности или проблему, возникающую, когда на одно место претендуют два абитуриента с абсолютно одинаковыми баллами). В России, однако, количество вузов, использующих при отборе студентов механизмы, альтернативные ЕГЭ, ничтожно. Поэтому именно в нашей стране алгоритмы мэтчинга могут применяться с большой пользой и довольно безболезненно. Кроме того, ученые-экономисты во главе с Элвином Ротом из Гарвардской школы бизнеса уже давно занимаются этой проблемой и достигли большого прогресса в деле разработки таких алгоритмов. Вопрос лишь в том, готов ли кто-нибудь их слушать.
(Заметку Forbes про Элвина Рота, использующего методы теории игр для распределения студентов в вузы, поиска доноров органов и решения других проблем, можно прочитать здесь).
Автор — профессор Российской экономической школы