К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как реформировать среднее образование

Как реформировать среднее образование
России стоит приглядеться к опыту Сингапура, Латвии, Литвы, Армении

Автор — профессор Российской экономической школы

Вокруг реформы среднего образования в России в последнее время кипят страсти, вызванные появлением неуклюжего и плохо продуманного проекта новых образовательных стандартов. В четверг проект раскритиковали депутаты Госдумы в ходе состоявшегося круглого стола. Министерство образования еще раз показало свое умение браться за реформы, имеющие светлые стратегические цели, и полностью обесценивать их целым букетом тактических промахов. Между тем среднее образование в России действительно испытывает серьезные проблемы, и прежде чем приступать к реформам, неплохо было бы четко понять его текущее состояние и динамику, а также посмотреть на опыт успешных реформ среднего образования в других странах.

Независимая оценка качества среднего образования в России была дана в декабре 2009 года в рамках подведения итогов очередной волны наиболее авторитетной международной программы по оценке подготовки школьников PISA. В рамках этой программы оцениваются навыки 15-летних (то есть уже получивших основное среднее образование) школьников в работе с текстом, математике и естественных науках. Исследование проводилось в 65 странах мира. По его результатам Россия показала результаты ниже среднего уровня по всем трем направлениям, заняв 43-е место по чтению, 38-е по математике и 39-е по естественным наукам. Так что достижения российских школьников на международных олимпиадах по математике и естественным наукам ни в коей мере не отражают среднего уровня образования. А что касается чтения, то, кажется, никто и не испытывает иллюзий относительно способности российских школьников анализировать и уж тем более критически осмыслять тексты.

 

При этом сравнение результатов 2009 года с результатами первой волны исследования 2000 года показывает, что снижения качества среднего образования в России не произошло. По всем трем направлениям за эти девять лет наблюдается лишь незначительное ухудшение результатов, попадающее в пределы статистической погрешности.

Таким образом, мы должны четко представлять, что наша исходная точка — система среднего образования, которая обеспечивает весьма посредственный уровень знаний по основным предметам, уступая практически всем странам, сравнение с которыми не задевает национальную гордость. И этот уровень остается неизменным на протяжении как минимум последних десяти лет, а по всей видимости, гораздо дольше и является в гораздо больше степени результатом тяжелого советского наследия, чем деградации в «лихие девяностые».

 

А теперь посмотрим на опыт проведения реформ среднего образования в странах, находившихся в сходной ситуации. Именно этому посвящен вышедший в конце прошлого года доклад McKinsey & Company. В нем изучается опыт стран, добившихся наибольшего успеха в улучшении школьного образования. При этом в докладе особое внимание уделяется тому факту, что рецепты проведения реформ существенным образом отличаются в зависимости от стартовых позиций. В этой связи наиболее интересным для России является опыт стран, которые смогли перейти от «посредственной» системы среднего образования к «хорошей». Это такие разнородные страны, как Сингапур и Гонконг в середине 1980-х, Словения, Латвия и Литва в конце 1990-х, Армения в последние годы и город Бостон в середине прошлого десятилетия.

У всех этих реформ было несколько общих черт. В первую очередь вводились меры, направленные на сбор данных о качестве получаемых школьниками знаний — как через введение единых тестов, так и через увеличение роли инспекционных органов. Сбор таких данных позволяет достичь сразу двух целей. Прежде всего появляется возможность оценивать эффективность проводимых реформ и отслеживать проблемные области, предметы, регионы и т. д., перенаправляя туда ресурсы. Кроме того, это дает стимулы работникам образования обращать внимание прежде всего на качество знаний, получаемых школьниками. При этом одним из важных аспектов успешных реформ была полная прозрачность собираемой информации, которая была доступна не только чиновникам профильных ведомств, но и широкой публике.

В каком-то смысле введение ЕГЭ в России может считаться первым шагом на пути систематизации сбора подобных данных. Безусловно, источник этот далек от идеала и требует существенной доработки, но по сравнению с системой, в которой в принципе отсутствует хоть какая-то возможность сравнивать знания учеников в различных школах, это уже большой шаг вперед.

 

Успешные реформы также включали в себя изменения организационной структуры системы среднего образования. Практически во всех случаях это было связано с общей децентрализацией финансовых и административных ресурсов, предоставлением большей автономии школам. Кроме того, во многих странах происходили существенные изменения в количестве школ и учителей. Все эти изменения были жестко увязаны с упомянутыми выше сбором данных о качестве обучения. Именно эти данные позволяют сочетать большую автономию с большей ответственностью за результат обучения.

Кроме того, успешные реформы почти всегда включали в себя изменения в стандартах образования, учебных пособиях, содержании отдельных курсов, а также в той или иной степени разделение учеников по «потокам» в зависимости от их успехов и интересов. Этот аспект реформ наиболее тесно связан с предлагаемыми изменениями в школьных стандартах. Однако в отрыве от других составляющих успешной реформы и без трезвого анализа существующего положения дел и четкого осознания целей реформа сводится к обсуждению необходимости обучать старшеклассников тому, как надо чистить зубы, в часы, сэкономленные за счет сокращения преподавания математики.

Все упомянутые выше исследования могли бы оказаться весьма полезными при полноценном обсуждении концепции предлагаемой реформы стандартов образования, если бы они проводились при полноценном и открытом участии всех заинтересованных сторон. К сожалению, они, скорее всего, не представляют никакого интереса для разработчиков нового образовательного стандарта, так как основываются на международном опыте, а, как явствует из пояснительной записки к предложенному стандарту, в его основу «положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования». Такая целевая установка уже лежала в основе появившихся не так давно второсортных бизнес-школ и третьесортных факультетов экономики. На очереди средние школы.

Автор — профессор Российской экономической школы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+