До того как Джим Коллинз провел исследование компаний, неожиданно совершивших рывок в развитии, и изложил выводы в книге «От хорошего к великому», лучшими руководителями считались так называемые альфа-лидеры, или, по выражению самого Коллинза, «харизматичные исполины». Термин психологи позаимствовали у зоологов, которые альфой называют самца, доминирующего на территории своего обитания. Он силой подчиняет или вытесняет других более или менее заметных особей мужского пола, чтобы покрывать лучших самок и быть вожаком стаи. Верховенство его продолжается до тех пор, пока другой самец не превзойдет его силой и не скинет с престола. Стоит Акелле промахнуться — и кто-нибудь более молодой, меткий и мускулистый займет его место.
Разумеется, в человеческой стае все немного сложнее, альфа берет не физической силой, а харизмой — мощью личности и силой обаяния. Харизма альфы так сокрушительна, что действует с одинаковой силой на мужчин и женщин, на умных и глупых, высоко поднявшихся в человеческой иерархии или застрявших на нижних ее ступенях. Люди априори признают превосходство альфы и не тяготятся его властью. Такими были Александр Великий, Петр Первый и Наполеон Бонапарт, Ли Якокка, Джек Уэлш и Стэнли Голт. Однако есть у альфы и слабые стороны — изрядное эго и прогрессирующий нарциссизм. Обычно они эффективны только в первой половине своей карьеры, а добившись большого успеха, настолько зацикливаются на собственном величии, что все остальное задвигают на второй план и в итоге заканчивают чем-нибудь вроде бегства по Смоленской дороге и заточения на острове Св. Елены. Разве что серьезная встряска помогает альфе вернуться к реальности — рак поджелудочной железы, как у Стива Джобса, или тюрьма, как у Михаила Ходорковского.
Впрочем, прирожденных альфа-лидеров единицы, большинство — эпигоны и имитаторы. Но скопировать удается только поведение, попробуй сымитируй силу духа... Да и стоит ли? Альфа-лидеры — это все-таки символ прошлых веков. Периода войн и экспансии, индустриализации и технического прогресса, развития за счет захвата новых рынков и секторов бизнеса. Альфа-лидеры хороши, когда более или менее понятна задача, когда одна голова не намного хуже двух и лидеру требуются главным образом исполнители и помощники. Герои наших дней совсем другие. Сергей Брин или Марк Цукерберг — точно не альфа-лидеры. Да и Билла Гейтса не отнесешь к харизматичным исполинам. В наше смутное время, когда нет очевидных ответов на множество сложных вопросов, пожалуй, больше шансов у того, кто полагается на так называемый «коллективный гений» (термин гарвардского профессора Линды Хилл). Надо не разгонять или подчинять выдающихся «самцов», а подманивать их, соблазнять интересной и трудной задачей, удерживать приличным обращением, чтобы они всю свою силушку вложили в затеянное дело. Вот с этой задачей гораздо лучше справляются так называемые лидеры пятого поколения. По Коллинзу, это люди, сочетающие в себе скромность и сильную волю.
Впрочем, ничто не мешает и альфе развить в себе скромность, чтобы стать лидером, скажем, 6-го уровня. Про Черчилля рассказывают вот что. Однажды во время обсуждения какой-то проблемы министр снабжения выдвинул предложение, которое Черчилль счел идиотским, о чем немедленно во всеуслышание объявил (типичное поведение альфы). Однако после коллективного обсуждения все члены кабинета сошлись во мнении, что предложение министра снабжения самое разумное из всех, и Черчилль с неохотой заключил: «Короче говоря, мы единодушно приняли идиотское предложение министра снабжения». Умение публично признать свою ошибку и факт, что ты не умнее всех — это высший класс для лидера любого уровня.
Автор — главный редактор «Harvard Business Review — Россия» и книжного издательства United Press/«Альпина Бизнес Букс»