К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кластеры не образуются благодаря чиновникам

Кластеры не образуются благодаря чиновникам
Попытки создать рукотворный кластер обычно оборачиваются пустой тратой миллиардов

Месяц назад один профессор из Америки попросил меня поделиться с ним мнением о фонде «Сколково». Я понимала, что мой скепсис наверняка будет списан на типично российский недостаток позитивного мышления, поэтому перед встречей, чтобы проверить свои доводы, я зашла на сайт «иннограда». И немедленно нашла там повод для сарказма: в разделе вакансий висело объявление о найме «руководителя кластера». Им недостает чувства комического, подумала я, либо они не читали Майкла Портера и плохо понимают, что именно гарвардский профессор подразумевал под кластерами.

Главный аргумент против любой попытки создать рукотворный кластер состоит в том, что пока никому этого не удавалось, в том числе американцам. Каждая новая попытка оборачивается пустой тратой миллиардов долларов. «В действительности кластеры обычно образуются независимо от действий чиновников — иногда даже вопреки им, писал Майкл Портер. — Они растут сами: там, где есть какие-нибудь преимущества. Вкладывать в развитие кластера оправданно только тогда, когда он, хотя бы и в зачаточном виде, уже прошел испытание рынком...». На всякий случай я еще раз попросила нескольких профессоров вспомнить хоть один успешный кластер, с нуля созданный усилиями чиновников. Увы. «Едва ли какая-нибудь страна не мечтает о собственной Силиконовой долине. И ничего, кроме разочарований и неудач, из этого не выходит», пишет профессор Бэбсон-колледжа Дэниел Айзенберг в статье «Революция предпринимателей». «Глядя на то, как правительство Германии силится создать биотехнологические кластеры того же уровня, что и в Калифорнии, специалисты Insead пришли к выводу, что, по сути, Германия выбросила на ветер $20 млрд, а сейчас той же дорогой мчится на всех парах Сингапур. Оценив усилия Сингапура, который затратил не один миллиард на создание «биополиса», Всемирный банк подсчитал, что шансы на успех — 50 на 50. А кто-то, возможно, даст и того меньше», — писал журнал The Economist.

Впрочем, этим мой скепсис не ограничивается. Около года назад мне позвонил знакомый и спросил, не знакома ли я с Чубайсом? Оказалось, что его друг-предприниматель ищет выходы на высших чинов в «Нанотехнологиях», потому что у него есть довольно сильное изобретение, которое он успешно применяет в своей компании и уже заработал на нем несколько миллионов. Технологию можно использовать в нефтепроводах, и тогда экономический эффект достигнет сотен миллионов долларов. Человек хотел получить гарантии на высшем уровне «Нано», потому что был уверен, если пойдет обычным путем, то технологию непременно украдут и хорошо, если его самого не упекут куда-подальше, чтобы не путался под ногами. По следам этого разговора редакторы HBR провели опрос экспертов, и те в один голос заявили, что если бизнесмен не дурак, то надо продавать технологию на Запад — здесь в России украдут наверняка. Вот такой уровень доверия бизнеса к власти и преданным ей олигархам. Как «Сколково» собирается преодолевать это препятствие?

 

Виктор Вексельберг — типичный представитель тех групп интересов, которые определяют курс нынешней России, кроме него в высших управленческих структурах «иннограда» значатся Вагит Алекперов и Владислав Сурков. Зачем этим могущественным людям модернизация, которая явно противоречит их классовым интересам? Или они понимают под модернизацией что-то свое, «суверенное»?

Самостоятельно мыслящие люди мало верят мотивирующим фразам, сказанным с трибун или в объектив телекамер, они делают выводы на основе метатекста, который не зависит от профессионализма пиарщиков. Скажем, автокатастрофа на Ленинском проспекте и все последующие события рассказали о корпоративной культуре «Лукойла» гораздо больше, чем могла бы рассказать самая подробная аналитическая записка. А культура компании — это всегда отражение личности ее основателя. Так что любой здравомыслящий предприниматель с сильной инновационной идеей должен бегом бежать от структур, так или иначе связанных с именем основателя «Лукойла», чтобы случайно не оказаться на пути у всемогущей и безжалостной машины.

 

Недавно Виктор Вексельберг дал интервью оппозиционному журналу The New Times, в котором, между прочим, упомянул о намерении установить пеленальные столики не только в женских, но и в мужских туалетах. Это, очевидно, должно было произвести впечатление на просвещенных читателей журнала. И произвело бы, если бы не контекст.

Я ни капли не сомневаюсь в том, что Вексельберг — неплохой менеджер и пеленальные столики в мужских туалетах действительно будут установлены. Не сомневаюсь я также в том, что бюджетные деньги будут освоены, а бизнес-процессы — отлажены. Респектабельные сотрудники «Сколково» в дорогих костюмах будут эффективно проводить совещания и устраивать вебинары, выступать с презентациями, ездить в загранкомандировки и организовывать форумы под девизом «Россия, вперед!». Я только не верю, что будет хоть какая-то польза для общества от всей этой деятельности.

Автор — главный редактор журнала Harvard Business Review Россия и книжного издательства United Press/Альпина Бизнес Букс

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+