Нельзя в условиях глобализации и информационного общества повторить опыт советских «шарашек»
Автор — декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ
Сообщение о том, что менеджеров госкорпораций будут учить внедрению инноваций почти в принудительном порядке, вызвало у меня двоякое чувство. С одной стороны, если людей учат чему-то полезному, то это нужно только приветствовать. С другой стороны, для усвоения определенных знаний и освоения навыков нужна специальная психологическая установка. Взрослый человек, как известно, без внутренней мотивации учиться не будет никогда. Отсюда вопрос: менеджеры госкорпораций, отягощенные психологическими установками госчиновников, обладают нужной мотивацией?
Впрочем, объявление об очередном походе за знаниями за границу заставляет вспомнить прошлые попытки такого рода. В частности, приходит на ум направление советских технических специалистов на стажировку за рубеж в сталинские времена. Известно, что большая часть этих людей впоследствии подверглась репрессиям. Почему Сталин так жестко обошелся с людьми, получившими зарубежный опыт? Ответ ясен: технические специалисты, для которых характерно рациональное мышление, после знакомства с зарубежной практикой не могли не осознать глубинные дефекты советской системы управления. И, следовательно, после возвращения на родину они действительно могли стать «внутренними эмигрантами» и критиками режима.
Я, конечно, далек от мысли, что современные российские менеджеры после обучения инноватике подвергнутся репрессиям. Но в каком положении окажутся люди, которым расскажут, как в условиях демократии и господства закона, в отсутствие ужасающей коррупции инновационные научно-технические идеи воплощаются в новые продукты и услуги, качественно преобразуя жизнь общества? Люди с рациональным мышлением неизбежно зададутся вопросом, возможно ли воспроизведение отработанных за рубежом приемов и методов у нас в стране. Ответ, который они должны будут дать самим себе, будет явно отрицательным. Нельзя же в условиях глобализации и информационного общества повторить опыт советских «шарашек», где при полном отсутствии свободы люди вели нужные стране разработки. Нельзя вести эти разработки, если значительная (если не бòльшая) часть выделяемых на них средств изначально не предназначена для использования по назначению, а идет в «откат». Инноватика без рыночной конкуренции бессмысленна, поскольку при решающей роли государства в экономике государство же и создает конкурентные преимущества одним компаниям перед другими, лишая «успешные» компании всякой мотивации к модернизации. Одним словом, «куда ни кинь, всюду клин». Впрочем, об отсутствии в стране предпосылок для реализации проекта модернизации не писал, по-моему, только ленивый. Однако понятно, что знакомство с передовой мировой практикой и в наши дни заставит задуматься об эффективности существующей в стране системы управления. Выводы из этих размышлений в существенной степени зависят от нравственной позиции человека.
Задача, с которой столкнутся менеджеры госкорпораций после возвращения с учебы, будет заключаться в создании инновационной среды в одной отдельно взятой корпорации, что в целом очень напоминает задачу построения социализма в одной стране в условиях капиталистического окружения.
Замечу, что я вовсе не являюсь отчаявшимся пессимистом. В негосударственных корпорациях решение такой задачи возможно, хотя и связано с огромными трудностями. Примеры таких российских компаний, как IBS и ABBYY, об этом свидетельствуют. В госкорпорациях, по определению реализующих политику государства, внедрить инновационные подходы западных корпораций принципиально невозможно.
Чем же может в итоге обернуться новый проект обучения менеджеров госкорпораций? Некоторые из них, безусловно, расширят свою эрудицию и получат возможность выступать с лекциями на тему «Что я видел». Другие с удовольствием в очередной раз побывают за рубежом за государственный счет. Наиболее дельные выпускники программы наверняка захотят применить полученные знания и перейдут в негосударственные корпорации, а то и в западные компании, которые планируют вести часть своей исследовательской деятельности в России. Иными словами, пользу от программы получат все, кроме самих госкорпораций, которые затратят на программу немалые деньги.
Автор — декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ