Один российский фабрикант как-то сказал мне, что у человека как минимум трижды в день появляется возможность изменить свою жизнь. Так это или нет, но каждый из нас действительно проходит множество развилок и перекрестков, выбирая, по какому пути дальше двигаться. Иногда этот путь становится магистральным.
Еще когда у Аркадия Новикова был единственный ресторан — «Сирена» на Большой Спасской улице в Москве, — Михаил Фридман сделал ему заманчивое предложение (акционеры «Альфа-Групп» любили обедать в «Сирене»). Начинающему ресторатору предложили возглавить сеть супермаркетов, под которую «Альфа» уже купила ряд объектов. Розничный бизнес — не ларьки с киосками, а полноценные магазины — был тогда буквально непаханым полем. После некоторых раздумий Новиков отказался, сказав, что хочет построить свою сеть — ресторанную. В 1995 году «Альфа» начала создавать «Перекресток», а Новиков через год открыл «Царскую охоту» и первые «Елки-палки». Он упустил шанс стать управляющим и, возможно, акционером крупнейшей розничной компании России — X5 Retail Group. Но ничуть не сожалеет об этом, будучи самым авторитетным ресторатором страны. Я спросил у Новикова, был ли он уверен в успехе с самого начала. Аркадий улыбнулся и ответил: «Когда я в советские времена работал поваренком, мой шеф любил говорить: «Ребята, каждый из вас кузнец своего счастья».
Как же оно все-таки выковывается? В 1992 году молодому декану Ленинградского института менеджмента Антону Артемьеву (нынешнему президенту пивоваренной корпорации «Балтика») позвонили из итальянской компании Bossard SIAR Consultants. Итальянцам требовался директор для питерского офиса. «После собеседования я решил, что это не для меня, — вспоминает Артемьев. — Дела и так идут хорошо, и в материальном плане я ничего не выиграю». Спустя пару недель ему позвонили вновь, и Артемьев все-таки согласился. Через несколько лет ставка выиграла, да еще как! Работая в Bossard, Артемьев консультировал скандинавский холдинг ВВН, купивший «Балтику», «Ярпиво» и ряд других пивоварен в России. В 2000 году совет директоров ВВН предложил ему должность вице-президента холдинга, а затем и пост президента «Балтики», к которой впоследствии были присоединены все российские активы ВВН.
Что общего в этих двух историях? То, что в каждом случае выбор делался в пользу журавля в небе вместо синицы в руках. Но журавля, на ловлю которого есть время и силы. Как мне кажется, любая успешная карьера укладывается в так называемую матрицу SWOT-анализа, что применяется в стратегическом менеджменте: нужно понять свои преимущества (strengths), слабые стороны (weaknesses) и соотнести их с внешними возможностями (opportunities) и угрозами (threats). По мнению президента инвестиционного холдинга Finstar Олега Бойко, в бизнесе, как в жизни, риски каждый выбирает по себе — это дело вкуса. Но Бойко, много чего перепробовавший, не советует рисковать, если нет неких внутренних ресурсов, позволяющих чувствовать себя уверенно и справляться с проблемами. Он отделяет надежду на удачу от реальной готовности к ней.
В предыдущей колонке я писал, что благоприятные возможности можно присматривать, пытаться «выращивать» из тех, что уже имеются. Чем только не занимался создатель сети McDonald’s Рэй Крок! Работал пианистом и агентом по продаже недвижимости, торговал бумажными стаканчиками (к слову, стал лучшим дилером Tulip Cup Company) и миксерами для мороженого. Все изменило знакомство Рэя с братьями Макдональд, владевшими рестораном быстрого обслуживания в калифорнийском Сан-Бернардино. Знаете, сколько ему тогда было? 52 года. Так что проверяйте и перебирайте возможности — если есть такая возможность.