К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Почта России» — привокзальный ларек или проект будущего?

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
«Почта России» давно превратилась в магазин, торгующий всякой всячиной. Как устроен бизнес почтовых отделений и можно ли его реформировать?

Помните старый анекдот про три конверта, оставленных старым руководителем предприятия новому директору? Первый конверт следовало открыть через год, второй — через три, а третий — в чрезвычайной ситуации. В первом конверте было написано: «вали все на меня», во втором: «обещай все в будущем». В третьем содержался совет написать три письма новому руководителю.

Генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев (читайте интервью с ним здесь) сейчас, похоже, находится где-то между первым и вторым конвертами. В низком качестве услуг и финансовой неэффективности его организации, по мнению Киселева, виноваты все вокруг: предшественник и его команда, российские дороги, несовершенство законодательства и т. д.

«Почта России» — единственная оставшаяся от СССР организация, которая чудом избежала реформ, законсервировавшись в 80-х годах прошлого века. С тех пор новые технологии постепенно сделали менее востребованными бумажные письма, за последние пару дестяков лет люди стали реже посылать друг другу посылки — большинство товаров можно купить в любом супермаркете. Обшарпанные почтовые отделения, в которых сотрудники, как и 30 лет назад, бывает, вручную штемпелюют письма, кажется, потерялись во времени.

 

Это погрузившее в сон царство нечасто посещали представители молодого класса потребителей, привыкших к сервису и новым технологиям. Но пару лет назад Россию захлестнула волна интернет-шопинга. С тех пор в очереди за получением пенсий (а этот вид услуг приносит «Почте России» около четверти выручки) можно встретить девушек, забирающих посылки из зарубежных интернет-магазинов. Обычно такие клиенты выходят из стен почтового отделения переполненные целым спектром не совсем положительных эмоций. Интернет-сообщество virtualshopping обсуждает истории о том, как на почте в очередной раз пропали вещи из посылки. «Чтобы отправить посылку за границу, надо отстоять очередь, получить бланки деклараций, купить коробку, заполнить четыре бланка, отстоять очередь еще раз и потратить на все это 40 минут. Получение посылок может отнять около часа», — рассказывает клиент западных интернет-магазинов Татьяна.

Что на самом деле представляет собой «Почта России»? Крупнейшая в России сеть из 40 000 отделений, как привокзальный ларек, занимается всем, чем только можно: от изготовления копий документов и обслуживания мелких кредитов до продажи сигарет и бытовых товаров. Страшный сон мерчандайзера: за окошечком одного из отделений в Отрадном рядом с детской компьютерной игрой выставлены теплые колготки, лотерейные билеты, крем для рук. Торговля товарами народного потребления приносит почте около 13% выручки.

 

Вся сеть убыточна: расходы выше доходов, а сводить концы с концами кое-как позволяют платежи государства, которое компенсирует убытки от сдерживания тарифов на почтовые услуги. В 2011 году почта получила 120,7 млрд рублей выручки по основной деятельности при затратах 136,1 млрд рублей. За счет прочих доходов (20 млрд рублей), куда организация относит в том числе платежи из бюджета, компания показала убыток до налогообложения в 57 млн рублей. При этом чистая прибыль "Почты России" составляет — 798 млн рублей. Александр Киселев говорит, что под его руководством «Почта России» последние годы прибыльна. В 2008 году ситуация была куда хуже — 1,5 млрд убытков.



Почта России» остается  классическим госпредприятием с набором типичных проблем — низкой эффективностью и плохим качеством услуг. «Она не отвечает ключевым потребностям клиентов», - уверены консультанты консалтинговой компании BCG. В 2010 году она написала для российской почты стратегию развития до 2016 года. Госкомпания неэффективна: чистая рентабельность предприятия в 2011 году составила 0,6%, тогда как у немецкой почтовой компании Deutsche Post этот показатель равен 2,4%, добавляет аналитик «Атона» Михаил Пак.

 

То, что почта нуждается в реформировании, не вызывает вопросов ни у кого. BCG  выделила основную проблему: избыточность сети при относительно небольшом количестве почтовых отправлений в пересчете на одно домохозяйство. Иными словами: сеть большая, а писем, посылок и бандеролей мало. Зачем содержать такую сеть? Вывод простой — сократить количество отделений на 11 000. Тем более, по опросам, проведенным консультантами, потребителям не так важно географическое покрытие почты, как скорость доставки и высокое качество услуг. Но это невозможно сделать по политическим причинам, говорит Киселев.

Поэтому сеть должна зарабатывать еще на чем-то. По мнению консультантов, почте необходимо сосредоточиться на трех основных направлениях бизнеса. Это продукты для бизнеса, например рассылка рекламы. Другое направление — услуги для онлайн-магазинов, в том числе доставка посылок до двери. Это позволит почте использовать высокий темп роста в сегменте посылочных и курьерских услуг. Третья составляющая новой стратегии — развитие финансовых услуг, создание почтового банка.

В 2009 году «Почта России» договорилась о совместной работе по этому проекту со Связь-банком. Был проведен тендер для выбора партнера. Сейчас на этот статус претендуют Номос-банк и «Русский стандарт». По оценкам экспертов «Почты России», только для того, чтобы сделать отделения пригодными для банковской деятельности, необходимо несколько сотен миллиардов рублей, которые пока никто не готов инвестировать. Еще одно препятствие — статус ФГУП. Для создания общероссийского банка почту нужно акционировать. Уже три года проект почтового банка находится на стадии согласования.

Руководство «Почты России» обещает прислушаться и к другим советам консультантов. Почта будет развивать услуги для корпоративных клиентов и курьерскую доставку, расширять спектр финансовых услуг. Планируется закупка 1500 электромобилей Renault, каждый из которых стоит примерно €17 000. А внедрение системы мониторинга маршрутов ГЛОНАСС стоимостью $800 на один автомобиль в ближайшие пять лет, считает Киселев, способно сократить расходы на автопарк в 2 раза. Каждый год планируется открывать по 2-3 автоматизированных сортировочных центра. По оценкам Киселева, на весь проект по модернизации «Почты России» необходимо около 200 млрд рублей и не менее 15 лет.

Поэтому в счастливое завершение проекта реформирования  почтовой сети поверить сложно. В 2007 году бывший президент Сбербанка Андрей Казьмин, возглавлявший почту до 2009 года, уже пытался это сделать. Программа развития, подготовленная тогда командой Казьмина, предполагала все то же самое: создание новой инфраструктуры, обновление автопарка, строительство автоматизированных сортировочных центров и развитие финансовых услуг. С тех пор мало что изменилось. И если реформирование будет идти такими же темпами, то Александру Киселеву в конце концов придется самому написать три письма своему преемнику.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+