Вопрос на засыпку: назовите сырьевой товар, рыночная цена которого в Европе, Азии и США различается в три и четыре раза соответственно. Не догадались? Это природный газ — одна из основ российской экономики. На наших глазах на рынке, где продается российский товар стратегического назначения, происходят фундаментальные перемены, ставшие причиной ценовых аномалий, и нет сомнений, что через несколько лет этот рынок будет выглядеть совсем иначе.
Суть этих перемен — в одновременном развитии целого ряда революционных для рынка направлений. Например, развитие технологий по добыче газа из слоистых горных пород сланцев, не связанных с запасами нефти. В этих породах его относительно немного, но за счет разработки больших площадей с использованием самых современных методов добычи можно получать значительное количество такого газа.
Про сланцевый газ никто толком не слышал до 2003 года, когда Алан Гринспен объявил о надвигающемся газовом кризисе в США. Но за восемь лет был сделан грандиозный рывок в развитии технологий и разведке запасов, и очевидными стали два факта: запасов сланцевого газа по всему миру очень и очень много (в Китае, Англии, Польше, Канаде, США и др.), и новые технологии позволяют его дешево производить. В одной только Англии уже разведанного сланцевого газа достаточно для удовлетворения потребностей страны на 60 лет.
Еще один фактор — развитие технологий по сжижению природного газа (СПГ), который теперь можно относительно недорого производить, транспортировать по всему миру и затем восстанавливать. С 2002 года производство СПГ в мире увеличилось более чем в два раза, были введены в эксплуатацию огромные мощности по добыче, транспортировке и, что самое важное, хранению СПГ. Сегодня 40 стран уже могут пользоваться сжиженным газом, что делает все менее важным существование дорогостоящих и политически отягощенных магистральных газопроводов.
Кроме того, спот-рынок торговли газом снижает роль многолетних контрактов. Из-за этого цены на газ все меньше зависят от цен на нефть. Если еще 30 лет назад газ был лишь попутным (иногда мешающим) продуктом производства нефти, то сегодня он имеет свою специфику спроса и предложения и свою независимую цену. При одинаковой цене на нефть в Китае и в США один миллион Btu (Британская тепловая единица, в 1000 куб. м газа — 35,8 млн Btu) в этих странах стоит порядка $17 и $4 соответственно.
Что это означает для частного инвестора? В долгосрочной перспективе стоит покупать акции компаний, работающих по новым технологиям. Например, акции южноафриканской компании Sasol, которая разрабатывает одно из крупнейших в мире месторождений сланцевого газа в ЮАР и строит в Луизиане огромный комплекс по производству бензина из газа. Или бумаги австралийской Woodside Petroleum, которая поставляет большое количество СПГ на растущий азиатский рынок.
А вот модели, по которым работают «Газпром» или Statoil, опирающиеся на магистральные газопроводы и 10-летние контракты, перестанут быть конкурентоспособными.