Неунывающие: что поддерживает веру венчурных инвесторов в российский рынок
Российские инвесторы смотрят в будущее со все большим оптимизмом. Такие данные приводит отчет Venture Barometer 2016, составленный российским венчурным фондом Prostor Capital. В ходе исследования были опрошены 37 экспертов, управляющих венчурных фондов и бизнес-ангелов из 30 компаний. 77% респондентов уверены в росте российского венчурного рынка в ближайшие пять лет. Год назад этот показатель составлял 53%. Официальная статистика рынка идет несколько вразрез с подобными ожиданиями: по данным Российской венчурной компании (РВК) и Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ), российский рынок прямых и венчурных инвестиций за три квартала 2016 года достиг $507 млн, что составляет лишь 71% объема аналогичного периода за 2015 год. При этом 17% венчурных сделок обеспечили фонды с государственным участием, а еще 57% — государственный Фонд развития интернет-инициатив. Во что верят и чего опасаются российские венчурные инвесторы?
Несговорчивые покупатели и недоверчивые вкладчики
В 2015-м игроков венчурного рынка беспокоило в первую очередь то, что российские корпорации неохотно скупают начинающие компании, а значит, возможности «выходов» ограничены. В прошлом году 83% респондентов главным сдерживающим фактором назвали дефицит стратегических инвесторов на рынке. В этом году на первом месте оказались политический кризис и санкции в отношении России (72% опрошенных), хотя проблема «выходов» все еще остается актуальной (69% опрошенных). На этом фоне низкую доходность венчурных инвестиций (опять же из-за отсутствия «выходов») отмечают 58% экспертов, общий спад инвестиционной активности — 47%. Проблема «выходов» зафиксирована и в официальной статистике. В течение 9 месяцев 2015 года активность в сфере «экзитов» фондов прямых и венчурных инвестиций упала вдвое (20 компаний в сделках общим объемом $280 млн против 40 проектов в сделках на более чем $3,7 млрд по результатам всего 2014 года). По итогам 9 месяцев 2016 года объем «выходов» составил лишь $55,5 млн, однако эта цифра не учитывает данные о 62% портфельных компаний российских фондов, о которых РВК и РАВИ не удалось получить информацию. Около половины проектов, обеспечивших инвесторам «выход», связаны с ИТ. Таким образом, фонды, работающие, например, с биотехнологиями, промышленными инновациями или новой энергетикой и материалами, ограничены в возможностях выходов из проектов. Тренд может измениться, говорят опрошенные Forbes представители венчурной индустрии. «Приобретение Mail.ru компании Delivery Club за $100 млн, привлечение компанией Gett (портфельный проект InventurePartners. — Forbes) венчурного кредита в $100 млн от Сбербанка — это положительные сигналы», — говорит Азатян. Однако есть и другие препятствия для развития российского рынка стартапов и инвестиций: 42% опрошенных Venture Barometer считают преградой несовершенство законодательства, а 28% — разочарованы качеством приходящим к ним проектов.
Помимо этого, инвесторы испытывают сложности и с привлечением капитала в фонды. Общий объем капитала под управлением фондов прямых и венчурных инвестиций, по данным РВК и РАВИ, действительно продолжает идти вниз. За три квартала 2015 года показатель снизился на 8,1%, за 9 месяцев 2016 года падение составило 7%. 42% инвесторов, опрошенных составителями Venture Barometer, отмечают трудности в получении денег от LP (limited partners — партнеры с ограниченной ответственностью, которые лишь дают деньги под управление фондов, но обычно не участвуют в принятии решений о сделках со стартапами). 39% респондентов не устраивает то, что средства западных фондов теперь для российских предпринимателей оказались недоступными. При этом, хотя, по мнению респондентов, состоятельных людей в целом привлекает российский венчурный рынок, инвестировать они, по мнению 56% опрошенных, предпочитают в проекты напрямую. Только 33% ожидают, что они отдадут деньги под управление венчурным фондам. Возможно, именно с этим можно связать другой факт, зафиксированный в отчете: 14% опрошенных назвали главным негативным фактором на российском венчурном рынке активность неспециалистов.
Такие высокообеспеченные физические лица (например, люди с опытом развития крупных компаний, экс-чиновники и предприниматели) не считают, что ценность, создаваемая управляющими компаниями фондов, релевантна запрашиваемой ими плате за свои услуги, поясняет управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев. «Им кажется, что проводить сделки с венчурными проектами не так уж и сложно, особенно с высоты их опыта управления более традиционными бизнесами, — говорит он. — Они начинают инвестировать, делают 3-4 сделки, понимают, что все не так просто и останавливаются».
«Все устали страдать», — объясняет Алексей Соловьев уверенность российских венчурных инвесторов. По его мнению, те, кто разочаровались в венчурном секторе, ушли с рынка после событий 2014 года, а те, кто остались, сохраняют оптимизм. «Они видят, что проекты, достойные вложений, есть, и надеются, что их будет больше, — говорит Соловьев. — Их логика: должен же быть рост рано или поздно».
По информации Venture Barometer, главное, что стимулирует российских инвесторов продолжать работать с российскими проектами, — низкие зарплаты технических специалистов (58% респондентов) и качество ИТ-кадров (39% опрошенных). В прошлогоднем исследовании Venture Barometer главным фактором роста инвесторы называли растущую в России интернет-аудиторию, для которой перспективно развивать все новые продукты. Теперь инвесторы несколько разочарованы: эта аудитория оказалась достаточно разобщенной и не готовой платить за интернет-сервисы, отмечают авторы исследования. Поддерживает российскую венчурную индустрию и то, что в кризис традиционные инвестиционные инструменты приносят меньшую доходность и венчурные инвестиции становятся интересными все новым частным лицам. «Фактически рынок венчурных инвестиций в России держится на дешевых квалифицированных специалистах и наличии свободных денег у российских инвесторов, которые нельзя или сложно вывести», — резюмируют составители отчета.