Картина, корзина, картонка: какие активы переводят в «цифру» и как живет рынок ЦФА

Утром 8 апреля с космодрома Байконур к международной космической станции стартует космический корабль «Союз МС-27». У этого события есть необычное продолжение на инвестиционном рынке: компания «СберСтрахование» приурочила к нему выпуск специальных токенов — цифровых финансовых активов (ЦФА). Их число — всего 500 штук стоимостью по 50 000 рублей. То есть объем выпуска — всего 25 млн рублей.
Эти токены «СберСтрахование» предложило квалифицированным инвесторам. Они смогут получить доходность в 4% при удачном старте ракеты (52 000 рублей за один ЦФА). Если запуск будет аварийным, инвесторы получат обратно по 2000 рублей, а если старт перенесут — по 50 010 рублей за каждый ЦФА. Такую «лотерею» страховщик устраивает уже второй раз. Ее смысл — передать часть рисков за запуск сторонним инвесторам и получить на выплату по страховке 25 млн рублей в случае его неудачи. За эту возможность сама компания готова заплатить 1 млн рублей инвесторам.
ЦФА — достаточно универсальная оболочка, в которую можно упаковать практически любой актив. Тем не менее обычно это гораздо более консервативные инструменты.
По данным Банка России, за 2024 год рынок ЦФА, формирование которого началось в 2022 году, вырос в денежном выражении в девять раз. Всего за это время прошло 995 выпусков, а объем привлеченных средств составил 593,1 млрд рублей. В этом году, по оценке руководителя проектов ЦФА «БКС Мир инвестиций» Андрея Новоселова, объем рынка ЦФА в денежном выражении может достичь 1 трлн рублей. Для сравнения, объем корпоративных облигаций в обращении — 35,5 трлн рублей.
Цифровые облигации
Цифровой актив работает на основе цифрового права — это, по сути, токен, созданная по технологии блокчейн «обертка» практически для любого актива. «За ЦФА может скрываться и денежное требование, и акция, и облигация, и фьючерс, и драгметалл», — рассуждает основатель Школы практического инвестирования Федор Сидоров.
Соответственно, и степень риска для каждого такого токена зависит от того, какой именно актив завернут в цифровую обертку, говорит Сидоров.
Сейчас на рынке преобладают активы, так или иначе связанные с долговыми обязательствами, говорит Андрей Новоселов из БКС. По его словам, это объясняется простотой реализации и понятностью продукта участникам классического рынка ценных бумаг. По словам Новоселова, на развитие сегмента цифровых облигаций влияет величина ключевой ставки ЦБ, побуждающая эмитентов — от крупнейших банков до малого бизнеса — искать более дешевые источники привлечения денег.
Долговые ЦФА похожи на облигации. Такой инструмент, как правило, подразумевает периодические выплаты по фиксированной ставке и стопроцентной выплате номинала при погашении, говорит генеральный директор оператора информационных систем «Атомайз» Алексей Илясов.
Крупнейшими эмитентами, по данным Cbonds, стали банки. На первом месте Альфа-банк со 103 выпусками таких долговых токенов на 16,4 млрд рублей, на втором месте — ПСБ с 15 млрд, на третьем — ВБРР с 12,4 млрд. Также в пятерку эмитентов входят Ростелеком и Совкомбанк. Для сравнения, на классическом рынке облиагций у Альфа-банка долг — 347 млрд рублей. Только в 2024 году корпорации разместили облигаций на 6,86 трлн рублей.
«ЦФА отлично решают сейчас вопросы привлечения краткосрочной ликвидности. В отличие от классических облигаций, через ЦФА можно привлекать деньги среди своих клиентов — хоть на несколько миллионов рублей, хоть на сотни миллионов, причем на небольшие сроки», — объясняет руководитель департамента брокерского обслуживания Совкомбанка Игорь Лаухин.
По словам Алексея Илясова из «Атомайз», преимущество ЦФА для эмитента еще и в том, что его можно выпустить гораздо быстрее классической биржевой эмиссии. Запустить цифровой инструмент можно за несколько минут и для этого не требуется подготовка длиной в несколько месяцев.
Что можно оцифровать?
Несмотря на то что самый популярный вариант ЦФА в России — долговые токены, встречаются и другие варианты, говорит Алексей Илясов. Есть защитные цифровые активы, которые, например, привязаны к изменениям цен на драгоценные металлы.
В цифровой оболочке могут находиться, например, инвестиции в венчурные проекты. Так, летом прошлого года занимающаяся организацией выпусков таких токенов платформа «Атомайз» выпустила ЦФА, через которые было собрано более 80 млн рублей на развитие фудтех-сервиса Qummy. Это было похоже на пре-IPO или инвестиции на ранней стадии стартапа: ЦФА привязали к стоимости 4% уставного капитала Qummy, а средства хотели направить на реализацию инвестиционных планов компании.
Размещение проходило на платформе «Атомайз» в партнерстве с Росбанком, который отвечал за дистрибуцию. Минимальный порог участия в выпуске составил 500 000 рублей. В нем приняли участие квалифицированные инвесторы-физлица и один институциональный инвестор.
Цифровые активы могут быть также на предметы искусства. Например, на рынке уже были токены произведений искусства Государственного Эрмитажа и работ современных художников. Они, по сути, также являются займом под будущие продажи картин или доходы от посетителей выставок или музеев. Были представлены и цифровые активы на недвижимость. Смысл тот же — токены помогают застройщикам привлекать финансирование на любом этапе реализации проекта, объясняет Илясов.
Доходность различных инструментов варьируется в зависимости от того, какой актив «зашит» внутрь. ЦФА на запуск космического корабля дает максимальную доходность 4%, если повезет с запуском — иначе можно все потерять. А, например, ЦФА на кредиты Т-Банка дает доходность до 27,5% за счет привязки к денежному потоку по секьюритизированному портфелю потребительских кредитов.
Через кого торгуют?
В России есть операторы информационных систем — площадки, которые включены в специальный реестр и могут выпускать ЦФА. Сейчас в этом реестре 15 компаний. Помимо «Атомайз», в этом списке есть Сбербанк, Альфа-банк, Т-Банк, ВТБ, НРД, СПБ Биржа. Также есть операторы обмена ЦФА, которые обеспечивают совершение сделок с активами, в этом реестре — только Мосбиржа и СПБ Биржа.
СПБ Биржа стала активно развивать направление ЦФА с 2024 года, после того как оказалась под блокирующими американскими санкциями и утратила возможность организовывать торги иностранными ценными бумагами. Сейчас любой участник рынка может выпустить ЦФА в инфосистеме биржи и предложить как своим клиентам, так и другим участникам торгов. Здесь смотрят на ЦФА как на способ расширения возможности традиционного биржевого рынка. «СПБ Биржа видит большую перспективу в привлечении ликвидности к новому рынку с использованием традиционных биржевой инфраструктуры и инструментов», — пояснил представитель площадки.
В ЦФА сейчас инвестируют в основном квалифицированные инвесторы-физлица и в меньшей степени компании, говорит Андрей Новоселов из БКС.
Что мешает?
В пресс-службе ЦБ сообщили Forbes, что ждут роста интереса к ЦФА по мере появления и распространения уникальных продуктов, чьи характеристики будут основаны на самой технологии блокчейна. Кроме того, регулятор намерен развивать вторичный рынок ЦФА и рассматривает возможность допуска на него финансовых посредников — брокеров и управляющих компаний.
Вторичный рынок ЦФА — это важная тема для всего сегмента, считает Игорь Лаухин из Совкомбанка. Он говорит, что сейчас на вторичном рынке низкая ликвидность, покупателю токенов сложно их продать до срока, поэтому эмитентам сложно привлекать деньги с помощью цифровых активов на длительный срок.
Также сейчас ЦФА — это преимущественно продукт для квалифицированных инвесторов. Для рядовых инвесторов действуют ограничения. Например, обычный частный инвестор не может купить актив, доходность которого зависит от наступления определенных событий, говорит Федор Сидоров. Кроме того, для непрофессиональных инвесторов действует лимит — 600 000 рублей на покупку ЦФА в год, добавляет Алексей Илясов. Как правило, этот лимит выбирается уже в первый месяц торгов, добавляет Илясов.