К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Токен-шоу: как зарабатывать на цифровом искусстве

Аристарх Чернышев, «МетаПотребитель»
Аристарх Чернышев, «МетаПотребитель»
14 октября российские СМИ сообщили, что Мосбиржа впервые в России разместила цифровые финансовые активы (ЦФА) на произведение искусства. 900 ЦФА на работу художника Юрия Злотникова «Протосигналы (#43)» 1957 года были размещены на цифровой платформе. Партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов рассуждает о том, действительно ли это первый выпуск ЦФА на произведение искусства в России, а также есть ли будущее у подобных проектов и стоит ли в них инвестировать

Художественные опыты

В России с точки зрения права существует два подхода к тому, что такое цифровые финансовые активы (ЦФА). Первый подход предполагает более широкую трактовку. Поскольку российский закон, регулирующий блокчейн и криптоактивы, называется «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ (далее — «О ЦФА»), из названия выходит, что ЦФА — это любые цифровые активы, которые не являются цифровой валютой. Гражданский кодекс в принципе называет все цифровые активы цифровыми правами (ст. 128 ГК РФ), а какие это именно права, должно быть понятно опять же из закона «О ЦФА». Таким образом, эмиссия любых токенов на блокчейне в России должна называться эмиссией ЦФА.

Ранее в России произошел уже ряд продаж цифровых токенов, связанных с искусством. Самой знаменитой эмиссией был выпуск NFT Государственного Эрмитажа. Эта продажа случилась на платформе Binance, речь шла о цифровых копиях пяти произведений: «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифи» Джорджоне, «Куста сирени» Винсента Ван Гога, «Композиции VI» Василия Кандинского и «Уголка сада в Монжероне» Клода Моне. Эрмитаж выпустил 10 NFT (nonfungible tokens — невзаимозаменяемых токенов). Пять токенов были переданы в постоянную коллекцию музея, и пять точно таких же токенов проданы на открытом аукционе. Сделка, которую сопровождала команда юристов из D&A Partners, принесла около $0,5 млн и ознаменовала новую веху в мире музейной экономики.

Василий Кандинский, «Композиция VI»

Были и другие выпуски ЦФА в форме NFT. В 2021 году Московская галерея современного искусства Sample продала в виде NFT цифровые работы молодых художников Алексея Дубинского, Наташи Гончаровой, Саши Фроловой, Дмитрия Кавки, Виталия Акимова, Игоря Штерна и других. Молодые российские художники, впервые создавшие свои NFT-работы, выручили 11 млн рублей.

 

В 2023 году благотворительный фонд «Друзья» совместно с платформой благотворительного волонтерства procharity запустили проект «Токены Друзей». При поддержке белорусского оператора ЦФА WhiteBird были проданы несколько NFT-фоторабот. Проект получил премию за вклад в благотворительность России.

Роман Бевзенко, «Шепот вечности».

Как видно, проектов, связанных с ЦФА на искусство, было реализовано в России достаточное количество. Можно, конечно, придерживаться более узкой трактовки того, что может считаться ЦФА, выпущенным в России. Так, закон, который мы приводили выше, считает российскими ЦФА только такие цифровые права, которые выпущены и оборачиваются на российской цифровой платформе. Однако даже при такой трактовке выпущенные Мосбиржей токены нельзя считать первопроходцами. И здесь безусловная пальма первенства у Эрмитажа, который совместно с платформой Atomyze при поддержке «Интерроса» выпустил ЦФА на основе трех фресок школы Рафаэля. Средства от реализации токенов направлены на реставрацию произведений искусства, а покупатели токенов получают цифровые права и членство в «Клубе цифровых меценатов».

 

Таким образом, как ни посмотри на вопрос ЦФА, получается, что работа Юрия Злотникова далеко не первый ЦФА, ему предшествовали Леонардо, Рафаэль, Моне и отдельные современные художники. Однако фраза «Мосбиржа впервые в России разместила ЦФА на произведение искусства» может означать еще и то, что это был первый подобный опыт Мосбиржи. На Мосбирже токены произведений искусства ранее не оборачивались. Посмотрим, привлечет ли этот пилотный проект популярность к направлению.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Высокорисковые инвестиции, неликвидные, непрозрачные»

Вопрос, стоит ли инвестировать в ЦФА в России, неоднозначен. Рынок искусства не самый стабильный. Когда эмитент ЦФА обещает гарантированный доход с продажи произведения искусства, он сильно рискует. Юрий Злотников действительно популярный и хорошо продаваемый художник. Его работы появляются на международных аукционах, таких, как Sotheby's и Artnet. Его Two compositions продали в Лондоне в 2016 году за $17 183, в 2021 году его Abstract Composition 1992 была продана за $20 000, что подтверждает стабильный интерес к его творчеству на протяжении многих лет. Однако несмотря на впечатляющую историю продаж Злотникова, редкий эксперт на рынке современного искусства возьмется гарантировать стабильный доход. Работы таких известных и самых успешных с коммерческой точки зрения художников, как Джефф Кунс, Дэмьен Херст или Герхард Рихтер, также могут демонстрировать неожиданные колебания цен на аукционах.

Скульптура Джеффа Кунса «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» была продана за рекордные $58,4 млн в 2013 году, сделав его самым дорогим живущим художником того времени. Однако в 2023 году его Balloon Monkey (Blue) (2006-2013) реализовали на аукционе Christie's в Лондоне всего за $9,9 млн, что существенно ниже предварительной оценки. Это отражает общее падение на рынке Кунса — его годовые продажи упали с пика в $170,8 млн в 2014 году до всего $27,8 млн в 2023 году (снижение на 84%).

 
Джефф Кунс, «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)»

Можно вспомнить и случаи, когда отдельная картина была перепродана за сумму существенно ниже, чем была приобретена ранее. Например, работа Амани Льюиса, проданная в 2021 году за $107 100, при перепродаже в 2023-м ушла всего за $10 080, падение стоимости на 90%.

Согласно отчету Deloitte, инвестиции в искусство характеризуются как «высокорисковые инвестиции, неликвидные, непрозрачные, нерегулируемые, с высокими транзакционными издержками, подверженные капризам общественного вкуса и краткосрочным трендам».

Юрий Злотников, «Протосигналы (#43)»

Полагаю, что «Сэлф Софт Продакшн», стоящая за платформой MyInvest.Art, на которой продавались ЦФА на работу Злотникова, тоже это понимают. Проект очевидно сделан в рекламных целях. Такой вывод напрашивается сам собой, если изучить историю и механики проекта. «Сэлф софт продакшн» приобрела картину Юрия Злотникова «Протосигналы #43» за 900 000 рублей 1 октября. Эмиссия токенов состоялась 11 октября, было выпущено 900 ЦФА, каждый стоимостью 1000 рублей. Все токены были моментально распроданы. Срок погашения ЦФА установлен на 11 ноября 2024 года, то есть через месяц. Если вы кусаете локти, что не успели поучаствовать в этом проекте, не стоит. За весь срок проект должен заработать 17 050 рублей или почти 19 рублей с одного ЦФА.

Однако не все ЦФА-проекты тривиальны. Следует ждать интересных проектов в тех секторах экономики, где ЦФА действительно могут упростить оборот. Например, «Алроса», которую мы также консультировали, выпустила ЦФА на желтый бриллиант весом 11,49 карат на платформе «А-Токен» Альфа-банка. Объем эмиссии — 70 ЦФА, что составляет 70% от стоимости бриллианта. Оставшиеся 30% сохраняются в собственности «Алросы». Стоимость одного ЦФА $8301,5, срок проекта — 12 месяцев с возможностью досрочного погашения, если бриллиант будет продан раньше. Доходность до 8% годовых в долларах, причем итоговый размер дохода определяется по формуле, которую «Алроса», один из мировых лидеров добычи бриллиантов, вывел исходя из миллионов сделок с камнями, которые компания совершает на традиционном рынке.

При выборе потенциального объекта инвестиций я бы рекомендовал изучать эмитента, количество сделок и опыт на аналоговом рынке, включая опыт присутствия на международной арене. Важно оценить наличие спроса и предложения, что можно сделать, проанализировав сделки с базовым активом для ЦФА. Также немаловажным фактором послужит прозрачность и понятность инвестиционной модели. Если вы не понимаете, как эмитент планирует заработать, велик шанс, что эмитент также этого не понимает, делая ставку исключительно на хайп или маркетинг, а они очень ненадежны.

 

Тренд с ограничениями

Цифровое искусство — явно восходящий и сильно недооцененный тренд. Поэтому инвестировать в цифровое искусство самое время. Однако есть ряд ограничений. Я бы не рекомендовал приобретать искусство в целях инвестиций на последние деньги. В конце концов, как мы уже выяснили, мир искусства очень непредсказуем. Неизвестно, сколько работа может ждать своего часа. Важно покупать искусство, которое вам действительно нравится. Может так получиться, что вы с ним останетесь надолго, и будет прекрасно, если вы получите от этого союза удовольствие. В цифровом искусстве, если оно продается как NFT, достаточно просто отследить провенанс (происхождение работы) и череду сделок.

Например, один из моих любимых цифровых художников — Аристарх Чернышев, его работы можно было видеть в Третьяковской галерее, МАММ (Мультимедиа Арт Музее) и ММОМА (Московском музее современного искусства) в Москве, они также включены в такие мировые коллекции, как Музей науки (Science Museum) в Лондоне, Центр современного искусства в Тронхейме и Телемузей в Осло. Кроме того, произведения Чернышева экспонировались в ARoS Aarhus Kunstmuseum в Дании и на многочисленных международных фестивалях, включая Transmediale в Берлине. NFT-работы Чернышев показывают стабильный рост. Его знаменитый «МетаПотребитель» , который находится сейчас в частной коллекции, был впервые продан примерно за $30 000. После нескольких перепродаж работа была выставлена за $160 000 в криптовалюте ETH. Другие менее известные работы тоже продаются стабильно. Причем цены на работы Аристарха начинаются примерно с $5000, что делает его доступным для многих.

Рынок ЦФА, как и рынок NFT, активно развиваются. За рынком цифровых активов, безусловно, следует наблюдать, однако инвестиции здесь нужно делать очень осторожно. Не стоит верить громким рекламным заголовкам, проверяйте всю информацию сами или с помощью консультантов, которым доверяете. Инвестируя старайтесь разобраться не только в экономической модели, но и в технологическом решении. Если же речь идет о ЦФА, связанных с искусством, обязательно изучите объем прав на произведение, содержащийся в ЦФА.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+