К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Борьба за дивиденды: что нужно знать о распределении прибыли госкомпаний

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Часть государственных компаний предпочитает направлять прибыль на инвестиционные программы вместо того, чтобы распределять ее между акционерами в виде дивидендов. На это на прошлой неделе пожаловался замминистра финансов Алексей Моисеев. К каким публичным компаниям это относится в первую очередь и как влияет на их инвестиционную привлекательность?

Много денег

Многие компании с государственным участием «переинвестированы», то есть тратят слишком много денег на собственные инвестиционные проекты. Это связано с нежеланием их менеджмента направлять деньги на дивиденды, и вместо этого они наращивают инвестиционные программы. Об этом на прошлой неделе заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев. 

При этом он отметил, что компании инвестируют в себя не потому, что это необходимо, а, по выражению Моисеева, «просто потому, чтобы деньги куда-то потратить». Каждый раз, по его словам, подготовка к собраниям акционеров госкомпаний по дивидендам напоминает боевые действия.  

«Начинается, что где-то там надо срочно инвестиции делать, где-то какие-то соцпроекты, привозят губернаторов, которым срочно надо что-то построить, то есть готовы на все, лишь бы только не платить дивиденды, все что угодно придумают», — жаловался Моисеев. Конкретных имен при этом он не назвал.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Как все устроено 

Дивидендная политика госкомпании определяется распоряжением правительства, принятым 29 мая 2006 года. По нему на дивиденды должно направляться не менее 50% чистой прибыли компании с госучастием, пояснили в пресс-службе Минфина. В качестве источника для инвестиций может использоваться оставшаяся половина прибыли. При этом правительство имеет право принимать другие решения и отходить от этих параметров с учетом расходов конкретной компании на инвестпрограммы. 

«Такой подход позволяет, с одной стороны, увеличить доходы федерального бюджета от дивидендов, а с другой — увеличить инвестиционную привлекательность российских акций, что способствует привлечению большего числа долгосрочных инвесторов и закладывает основу для вывода компаний с госучастием на IPO», — уточнили в пресс-службе.

 

И то, и другое — пополнение бюджета и привлечение долгосрочных инвестиций граждан — важно для российского государства, чей бюджет из-за «спецоперации»* дeфицитен, притом что в 2025 году 41% его расходов будет приходиться на статьи «Национальная оборона» и «Нацбезопасность и правоохрана». 

Как следует из пояснительной записки к новому проекту федерального бюджета, государство в ближайшие годы намерено нарастить доходы, полученные в виде дивидендов на акции госкомпаний, с 755,8 млрд рублей в 2024 году до 834,2 млрд в 2027 году. 

Кто экономит

Заявление Алексея Моисеева интересно тем, что в условиях дефицита бюджета менеджменту госкомпаний по сути начали предъявлять требование эффективности, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. 

 

«Ключевому акционеру, то есть государству, сейчас были бы желательнее дивиденды, а не новые инвестпрограммы», — констатирует она, добавляя, что это может быть позитивным сигналом для частных инвесторов, которые вкладываются в госкомпании.

Действительно, Минфин, как рассказали в пресс-службе этого ведомства, планирует ввести для менеджмента госкомпаний новые KPI, которые будут отражать повышение рыночной привлекательности акций и стабильности дивидендных выплат.

Среди госкомпаний, представленных на фондовом рынке, самые крупные дивидендные программы имеют «Газпром» и «Роснефть», их выплаты оцениваются в 2,4 трлн рублей и 1,3 трлн в год соответственно, говорит портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. 

Утверждение о том, что вместо дивидендов компании предпочитают финансировать инвестпрограммы, отчасти справедливо для «Газпрома», который сейчас не платит дивиденды, говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Однако ключевое слово тут — «отчасти». «Текущая дивидендная пауза у «Газпрома» в первую очередь связана не с высоким объемом инвестиций, а с дополнительной налоговой нагрузкой и относительно тяжелым состоянием бизнеса из-за постепенного отказа ЕС от российского газа. Доказательством тому служит тот факт, что до 2022 года «Газпром» успешно совмещал капитальные затраты с выплатой дивидендов», — говорит Кауфман. 

Сейчас активно обсуждается возможность снижения налоговой нагрузки на «Газпром», что дает акционерам надежду на возобновление дивидендов. Однако вопрос о том, как будет сочетаться распределение прибыли и реализация крупной инвестпрограммы, остается открытым. 

 

Экономить на дивидендах, по мнению акционеров, может «Интер РАО», говорит аналитик «Цифра брокер» Иван Ефанов. Инвестиционная программа этой компании, как сообщалось, в 2024 году увеличилась вдвое и составила 193,3 млрд рублей. «Компания стабильно выплачивает всего 25% от чистой прибыли и копит кубышку. В текущей ситуации, когда ключевая ставка уже 19%, накопленная чистая денежная позиция позволяет получать дополнительный доход. Получается, что такие компании выигрывают от высоких ставок и этим привлекают инвесторов», — говорит аналитик. 

Еще один интересный случай среди публичных компаний — «РусГидро», говорит аналитик ФГ «Финам» Гордей Смирнов. Здесь существует конфликт интересов между менеджментом, Минэнерго и Минфином, говорит он. Минэнерго поддерживает менеджмент в идее отказаться от дивидендов, чтобы финансировать инвестпрограмму и строить генерирующие мощности на Дальнем Востоке. «Минфин, напротив, заинтересован в дивидендах для бюджета. Мажоритарным акционером «РусГидро» является Росимущество, которое находится в подчинении у Минфина, поэтому технически решение по дивидендам остается за Министерством финансов», — говорит Смирнов. 

А кто платит? 

Если говорить о компаниях с госучастием, которые интересны с точки зрения дивидендов, то стоит отметить и «Сургутнефтегаз» с его привилегированными акциями, говорит Иван Ефанов из «Цифра брокер». Он отмечает, что инвестиции в увеличение добычи и развитие носят «символический характер», при этом компания годами копит наличную валюту в знаменитой кубышке. От ее размера зависит размер дивидендов, и компанию инвесторы ценят именно за прозрачную дивидендную политику. 

По словам Ефанова, еще одна компания, которая наращивает свободный денежный поток, умеренно инвестирует и при этом платит щедрые дивиденды, — «Транснефть». В прошлом году компания заплатила 177,2 рублей на акцию, по итогам первого полугодия доходность составляет уже около 8,2%. Поэтому Ефанов считает, что «Транснефть» может быть интересным долгосрочным вложением.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+