К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мало дали: почему частные инвесторы жалуются на IPO

Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Размещениями компаний на публичном рынке активно интересуются розничные инвесторы, но участие в них нередко порождает жалобы на несправедливое распределение акций по заявкам во время IPO. Какие меры предлагают для решения проблемы и будут ли они действенными?

С 2023 года на Мосбирже нарастает волна первичных размещений акций после восстановления фондового рынка, рухнувшего в 2022 году после начала «спецоперации»*. За весь прошлый год состоялось восемь IPO, а в 2024 году столько же размещений прошло за первую половину года, и готовится девятое — онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» выйдет на биржу в июле 2024 года. 

В IPO активно участвуют частные инвесторы, в 2023 году их доля составляла 73%, однако в этом году она снизилась до 55%. На рынок первичных размещений возвращаются крупные институциональные инвесторы, но 30–60% инвестиций обеспечивают частные покупатели, говорится в майском обзоре рисков финансовых рынков Банка России. Чаще всего они участвуют в небольших по объему размещениях, например, бумаги Калужского ликеро-водочного завода «Кристалл», по данным Мосбиржи, приобретали исключительно физические лица. Акции эмитента в первые три дня торгов упали на 19% и до сих пор не восстановились до цены размещения.

В более перспективных размещениях доля институционалов достигла 50%, отмечала старший управляющий директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Мосбиржи Елена Курицына. В этих случаях, говорят опрошенные Forbes участники рынка, конкуренция с такими крупными инвесторами и создает проблему непрозрачной аллокации, то есть распределения акций по заявкам.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Проблемы распределения

Частные инвесторы не могут оценить объем бумаг, который они реально могут получить в ходе размещения, и подают крупные заявки, которые остаются без удовлетворения. При этом брокеры замораживают денежные средства на счетах при подаче заявок на участие в публичном размещении, что на короткий срок снижает ликвидность для инвесторов. Более того, первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин сообщал, что в некоторых случаях брокеры брали комиссию со всей суммы заявки, а не с суммы фактически полученных инвестором акций. 

Банк России неоднократно заявлял, что механизм аллокации, или распределения ценных бумаг при IPO, должен быть прозрачным. В информационном письме от 28 мая регулятор рекомендует эмитентам сообщать о принципах и подходах к распределению бумаг среди инвесторов до начала сбора заявок, а также о фактическом получении акций по итогам. Брокеры, по мнению ЦБ, должны предупреждать розничных клиентов о том, что поручение может быть не исполнено совсем или не в полном объеме. Так, «Европлан» полностью удовлетворял заявки своих сотрудников, а вот другие розничные инвесторы могли получить не более 4,4% от суммы заявки.

 

Компания сообщила об этом лишь после IPO, как и IVA Technologies. Старший портфельный управляющий УК «Первая» Денис Обухов считает, что именно благодаря рекомендациям ЦБ эмитенты стали раскрывать распределение акций при первичном размещении для институционалов и физлиц. «Предварительно перед размещением никаких принципов и подходов не раскрывается, что в принципе и не требуется», — считает Обухов.

Главный аналитик Совкомбанка Вячеслав Бердников говорит, что пока это лишь рекомендация и компании к ней соответствующе относятся, принципы и подходы к удовлетворению заявок заранее не раскрывают.

Опыт последних сделок показывает, что чаще недовольство инвесторов вызывает не то, что они не понимают, почему им дали возможность купить меньше, а то, что эта доля совсем мала, указывает начальник управления интернет-трейдинга инвестиционного банка «Синара» Сергей Выжлаков.

 

Спрос без предложения

То, что заявки на IPO не удовлетворяются полностью, связано в первую очередь с повышенным спросом, который часто более чем в 10 раз превышает количество предложенных акций, отмечает Выжлаков. Так, в ходе размещения разработчика инфраструктурного программного обеспечения «Группа Астра» в октябре 2023 года книга заявок была переподписана почти в 24 раза. 

Проблему могло бы решить увеличение объема размещений или приоритет заявок частных инвесторов. Но это, по мнению Выжлакова, неразумно с точки зрения рынка: розничные инвесторы более склонны к быстрой продаже акций после IPO, а это оказывает давление на котировки. Увеличить минимальную долю акций в свободном обращении (free-float) для решения этой проблемы предлагала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, это позволило бы обеспечить рост ликвидности бумаг и качественное ценообразование на бирже, а также повысить доверие к рынку. 

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Сергей Бдоян называет этот шаг не просто перспективным, а обязательным. Компания с free-float меньше 10–15% является по определению неликвидной, а также слабо учитывает интересы миноритарных акционеров с точки зрения корпоративного управления, уверен Бдоян. 

А управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров считает, что нужны не новые ограничения, а льготы для компаний с высокой долей акций в свободном обращении. Сами эмитенты заинтересованы в повышенной ликвидности, большем весе в индексах, более широком покрытии со стороны аналитиков — это расширяет возможности при проведении SPO, говорит Асатуров. Главный аналитик Совкомбанка Вячеслав Бердников считает, что в минимальном пороге нет смысла, поскольку это не даст большего веса голосам миноритариев.

Глава Ассоциации розничных инвесторов Илья Херсонцев напоминает, что уже существует минимальный free-float для компаний, входящих в котировальный список первого уровня. Для компаний с капитализацией свыше 60 млрд рублей величина минимального free-float установлена в размере 10%, для небольших компаний предусмотрен расчет по формуле. С июля 2025 года Мосбиржа поднимет минимальный порог до 10% и для акций в котировальном списке второго уровня.

 

Спрос и разочарование розничных инвесторов эксперты также связывают с рекламой предстоящих размещений в СМИ и блогах. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков предложил ужесточить требования к медиа в законе «О рекламе», предложение поддержал и первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Илья Херсонцев считает, что на практике сложно понять, что является рекламой, а что обсуждением самого эмитента, которое является важной частью раскрытия информации для инвесторов через альтернативные каналы. Константин Асатуров говорит, что достаточно обязать блогеров раскрывать, получают ли они вознаграждение от эмитента за привлечение инвесторов к IPO или непосредственно за рекламу тех или иных ценных бумаг. 

Лидеры мнений зачастую транслируют завышенные предварительные оценки, это создает несправедливые ожидания от размещения и провоцирует разочарование розничных инвесторов, считает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Сергей Бдоян.

Рынок IPO вновь станет интересным и доходным для инвесторов, когда они начнут изучать компании, готовые к IPO, и сами оценивать их стоимость, считает Денис Обухов из УК «Первая». «Привычка физлиц участвовать во всех размещениях без разбора в надежде быстро продать акции больше не работает», — говорит он.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+