Стартапы и деньги: что достанется не участвующим в обмене акционерам Yandex N.V.
Российские брокеры собирают заявки от инвесторов на участие в обмене или выкупе акций нидерландской Yandex N.V. на акции российского МКПАО «Яндекс». Однако часть инвесторов не сможет обменять бумаги. Это те, кто покупал акции основной нидерландской компании на западных биржах и перевел бумаги в российскую инфраструктуру после 30 ноября 2023 года. Такие условия выкупа поставил консорциум инвесторов, купивших российские активы интернет-компании.
Также в обмене и выкупе не участвуют те, кто находится под блокирующими санкциями иностранных государств, некоторые иностранные акционеры и инвесторы, которые до сих пор хранят бумаги в иностранных депозитариях. Кроме того, с иностранными акциями «Яндекса» останутся те инвесторы, которые просто не подадут брокерам заявки на обмен или выкуп, поскольку эта процедура сегодня добровольная.
Что делать всем этим инвесторам?
Все что останется
После завершения раздела бизнеса в России останутся основные сервисы «Яндекса»: поисковик, браузер, сервисы e-commerce («Такси», «Маркет», «Лавка» и др.), «Яндекс Плюс» и финтех, сервисы объявлений и другие сервисы, включая «Алису». В зарубежном периметре останутся только четыре стартапа: Nebius AI, Toloka AI, Avride и TripleTen, а также дата-центр в Финляндии. А также деньги, которые должна получить нидерландская компания, — 475 млрд рублей, или €4,8 млрд по текущему курсу ЦБ.
Nebius AI — это облачная платформа и один из крупнейших в Европе поставщиков мощностей для графических процессоров. Toloka AL занимается решениями в области генеративного искусственного интеллекта. Avride разрабатывает технологии беспилотного вождения. А TripleTen — это образовательная платформа.
Портфельный управляющий General Invest Татьяна Симонова говорит, что невозможно сравнивать активы Yandex, остающиеся в России, и иностранный бизнес, который останется у голландской компании. По ее мнению, это совершенно несопоставимые величины. Иностранный бизнес, остающийся в Нидерландах, составлял в выручке группы менее 1%, а в активах — 5%. Симонова говорит, что стартапы убыточны, и, вероятно, пройдет несколько лет, прежде чем они начнут приносить прибыль.
Все четыре стартапа на сегодня убыточны, уверяет аналитик УК «Велес Капитал» Артем Михайлин. Как следует из отчета за I квартал, выручка иностранных бизнесов составила чуть более 1 млрд рублей, в то время как убыток по скорректированной EBITDA превышает 6 млрд рублей. По его словам, бóльшую часть этого убытка формирует бизнес автономного транспорта, который практически не генерирует выручки. «В основном эти проекты находятся в инвестиционной стадии и требуют дополнительных вложений», — говорит Михайлин.
Yandex N.V. в отчете признает, что сейчас финансирование этих проектов затруднено из-за сложностей перевода средств из российского прибыльного сегмента. Поэтому Yandex N.V. планирует потратить часть вырученных от продажи российского бизнеса денег на развитие этих предприятий.
В то же время иностранные проекты быстро растут и кратно увеличивают выручку. «Например, квартальная выручка Yandex N.V. выросла на 180% год к году и достигла $11,5 млн в основном за счет продаж вычислительных мощностей для ИИ», — говорит директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Андрей Петров.
Самой перспективной из иностранных компаний аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын считает Toloka AI, поскольку она занимается разработками, непосредственно относящимися к искусственному интеллекту — такие проекты сейчас оцениваются дорого, и этот тренд продолжится.
Все компании перспективны, поскольку базируются на современных технологиях, однако их дальнейшее развитие будет зависеть от стратегии компании, которая пока до конца непонятна, считает Татьяна Симонова из General Invest. Зато компания собирается восстановить листинг на американской бирже Nasdaq.
Продать или оставить
После завершения сделки по продаже российского бизнеса Yandex N.V. планирует выкупить свои акции до конца 2024 года. Ожидается, что предложение получат те акционеры, которые не смогут принять участие в обмене на бумаги нового российского юрлица «Яндекса». Для российских инвесторов участие в таком выкупе может быть сложным.
С одной стороны, пока движение капитала из страны перекрыто не полностью, организовать выкуп возможно, но, скорее всего, придется привлекать единого оператора, который не находится под санкциями, рассуждает Андрей Петров из «БКС». С другой стороны, выкуп может растянуться по времени, а цена может не понравиться инвесторам, добавляет он.
Те же инвесторы, которые решат оставить у себя акции Yandex N.V., должны быть готовы играть вдолгую, на срок от пяти лет, и надеяться на то, что когда-нибудь они смогут свободно продать эти бумаги, говорит Леонид Делицын из «Финама».
При этом инвесторам придется помнить об инфраструктурных рисках владения такими акциями, говорит Татьяна Симонова. Кроме того, если Yandex N.V. вернется на Nasdaq, какое-то время акции будут низколиквидными и волатильными, учитывая, что они не торговались более двух лет, а бизнес за это время был полностью переформатирован.
Михайлин из «Велес Капитала» считает, что владение иностранными акциями Yandex N.V. в сегодняшних условиях — это риск. По его словам, после закрытия сделки по обмену нидерландских бумаг на российские их будет сложно продать — только участвовать в выкупе Yandex N.V. при наличии такой возможности. «Условий этого выкупа мы также пока не знаем. Вероятно, он будет подразумевать значительный дисконт к текущей рыночной цене», — предполагает Михайлин.