Золото Казахстана: как изменилась биржа страны после появления там российских акций
Небольшая биржа
В прошлом году оборот торгов на международной фондовой бирже Казахстана — Astana International Exchange (AIX) составил всего $130 млн (чуть менее 13 млрд рублей), тогда как для Мосбиржи объем торгов на фондовом рынке в декабре 2023 года был кратно выше — 4,9 трлн рублей, а на СПБ Бирже объем сделок купли-продажи акций, депозитарных расписок и паев составил 2,7 трлн рублей.
Но интересно другое. Итоги прошлого года отразили высокую концентрацию ликвидности в нескольких наиболее популярных инструментах: самыми торгуемыми стали акции отделившейся от российского бизнеса казахстанской золотодобывающей компании Polymetal International (31,1% от общего объема торгов). Дальше идут акции казахстанского «КазМунайГаза» (30,7%), акции и депозитарные расписки «Казатомпрома» (18,2%). Всего при этом на AIX торгуется 94 компании, но на первую тройку пришлось 80% оборота.
В 2022 году объем торгов акциями Polymetal составлял всего 2,5% от общего оборота, не то что сейчас. В «Фридом финанс» сообщают, что за первые два месяца 2024-го акции компании по-прежнему оставались на первом месте среди представленных на бирже бумаг, на втором месте — Air Astana. Маркетмейкером, который может поддерживать торговую активность по инструменту в периоды низкого спроса и предложения для акций Polymetal, является казахстанский брокер Halyk Finance.
AIX начала работу в 2017 году, среди ее акционеров — Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), Шанхайская фондовая биржа, Фонд шелкового пути и биржа NASDAQ, которая предоставляет торговую платформу, говорится на сайте казахстанской площадки. В качестве торговой площадки ее, кроме Polymetal, выбрали «Русагро», Ozon, Fix Price и O’Key.
AIX имеет относительно простые условия листинга и работает в юрисдикции не только казахстанского, но и английского права, которое знакомо эмитентам Лондонской биржи. Кроме нее в стране есть еще две площадки: Казахстанская фондовая биржа (KASE) и ITS, которая начала работу 7 июня 2023 года на основе технологий и бизнес-модели СПБ Биржи.
Вместо LSE и NYSE
Интерес российских компаний к листингу на биржах Казахстана активизировался в 2022 году, когда после начала «спецоперации»* мировые торговые площадки приостановили торги депозитарными расписками на их акции (GDR и ADR) за рубежом. Там обращались не сами акции, а ценные бумаги, которые подтверждают право владельцев на акции компании.
В конце февраля позапрошлого года такими бумагами российских компаний перестали торговать американские биржи NYSE и NASDAQ, а в марте — и Лондонская биржа (LSE). Цена российских активов на иностранных биржах перед этим обвалилась до минимумов. Также NASDAQ и Нью-Йоркская фондовая биржа объявили о принудительном делистинге бумаг компаний «Яндекс», Ozon, Qiwi, HeadHunter и Циан. Свой делистинг с Лондонской биржи анонсировали Polymetal, «Полюс», «Эталон», VK и «Русагро».
Следом и российские власти в апреле 2022 года сами запретили всем, в том числе и не попавшим под санкции, российским компаниям размещать депозитарные расписки на иностранных биржах, из-за чего около половины из 34 эмитентов объявили о делистинге с LSE, в их числе Polymetal, НЛМК, «Новатэк», «Газпром», «Роснефть», «Магнит». Чтобы сохранить листинг, необходимо было получить разрешение властей.
Впрочем, требование о делистинге распространяется только на эмитентов, головная структура которых зарегистрирована в России, но не затрагивает такие квазироссийские компании, как X5, Fix Price, O’Key и агрохолдинг «Русагро». Они зарегистрированы за рубежом, хотя основной бизнес ведут в России.
Но и сохранившие листинг эмитенты столкнулись с проблемами. Из-за приостановки торгов за рубежом международные инвесторы больше не могли совершать сделки с их бумагами и получать дивиденды, и российские ограничения по торгам на Московской бирже также не позволяли выплачивать акционерам доход и совершать сделки на открытом рынке. Чтобы восстановить возможность торгов и соблюсти права акционеров, пришлось найти альтернативную торговую площадку.
Из-за санкций вместо LSE, NASDAQ и NYSE российские компании вынуждены присмотреться к новым иностранным рынкам, и одной из популярных площадок для новых листингов стала казахстанская биржа AIX. Однако оказалось, что спроса среди местных инвесторов недостаточно, чтобы обеспечить ликвидность и регулярные сделки.
Золотое исключение
Polymetal пришла на биржу AIX спустя пару лет после начала ее работы — в 2019 году, акции компании торговались до начала событий на Украине. В 2023 году компания провела разделение бизнеса на российский и международный, сменила юрисдикцию с острова Джерси на Казахстан, отказалась от листинга на Лондонской бирже, но сохранила часть акций на Мосбирже. После продажи российских активов компания Polymetal стала полностью казахстанской со своими месторождениями и заводами.
В тени Polymetal другие российские компании не пользуются спросом среди инвесторов. Например, депозитарные расписки O’Key замерли на уровне $0,34 с 6 марта, за прошедшую неделю по ним совершили только две сделки общим объемом $11,56, а по бумагам Ozon сделок не было вообще, последняя цена — $20,75. По распискам «Росагро» за неделю заключили одну сделку, котировки выросли до $11,8. На этом фоне намного активнее выглядит история торгов бумагами Fix Price, за последний месяц сделки совершались каждый день, в совокупности объем торгов за неделю составил $990,78, а цена опустилась до $2.
Этим компаниям так и не удалось найти маркетмейкера. С точки зрения управляющего директора инвестиционной компании «Иволга Капитал» Дмитрия Александрова, это замкнутый круг: на фоне низкой ликвидности на рынке в целом маркетмейкеры не хотят нести расходы из-за разгонов и распродаж акций со стороны недобросовестных участников рынка. Кроме того, российские подсанкционные брокеры торговать на площадке не могут, а казахстанские компании не имеют опыта работы с акциями компаний из России.
При этом нет и интереса к этим бумагам со стороны россиян. Глава Ассоциации розничных инвесторов Илья Херсонцев говорит, что отсутствие интереса связано с небольшим количеством эмитентов на бирже, а также дополнительными рисками торговых операций. Если сделки проводить через российского брокера, а он попадет под санкции, возникнет риск заморозки активов. Поэтому при желании торговать в Казахстане надо открывать счет напрямую в иностранном брокере. Российским розничным инвесторам безопаснее с точки зрения инфраструктурных рисков инвестировать в российские акции, объясняет инвестиционный консультант ИК «Велес Капитал» Антон Пацер.
При этом аналитик департамента финансового анализа «Фридом Финанс» Ансар Абуев сообщает о росте интереса среди клиентов к российским компаниям в 2024 году: «Однако в сравнении с другими бумагами такой интерес пока что можно оценить как небольшой. Сейчас в фокусе внимания клиентов больше находятся бумаги таких компаний, как Air Astana, Народный банк, БЦК, КМГ, Kaspi и Казатомпром».
Опрошенные Forbes аналитики также отмечают, что Polymetal, в сущности, уже не является российской компанией после разделения бизнеса. В Казахстане торгуются акции его международной части. «Интерес участников торгов на AIX к бумагам Polymetal вызван корпоративным действием эмитента — переездом компании в Казахстан, в связи с которым у инвесторов на Московской бирже теряются права на получение дивидендов, и они попросту вынуждены переводить бумаги на биржу AIX для сохранения своих прав», — считает инвестиционный консультант ИК «Велес Капитал» Антон Пацер. А так — инвесторам проще, привычнее и удобнее торговать на Московской бирже.
На AIX больше нет компаний, которые были бы известны «даже на просторах бывшего СНГ», поэтому такой крупный эмитент, как Polymetal отвлекает на себя достаточно большой объем торгов, уверен руководитель управления по работе с физическими лицами «Финама» Дмитрий Леснов. Он не ожидает, что в ближайшее время у него могут появиться сопоставимые конкуренты. При этом Леснов признает, что на небольшом фондовом рынке Казахстана листинг таких крупных компаний с большим оборотом и большой капитализацией привлекает внимание инвесторов, но пока это единичные случаи и нет предпосылок к тому, чтобы такой поток размещений увеличивался с каждым годом.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.