К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ценные бумаги из России уходят из-за рубежа: кто сможет на этом заработать

Фото Facundo Arrizabalaga / EPA / TASS
Фото Facundo Arrizabalaga / EPA / TASS
К началу мая большая часть российских бумаг, имеющих листинг за рубежом, покинут иностранные биржи. Это открывает окно возможностей для арбитражеров — тех, кто зарабатывает на разнице котировок на разных торговых площадках

Что изменится для компаний

16 апреля президент Владимир Путин подписал закон, который запрещает размещение и обращение депозитарных расписок российских компаний на иностранных биржах. Требование начнет действовать спустя 10 дней с момента публикации документа, то есть с 27 апреля, пояснил в своем релизе ЦБ. Российские компании, торгующиеся на иностранных биржах, обязаны провести делистинг, то есть вывести свои ценные бумаги с торгов на зарубежных площадках. 

На иностранных биржах, как правило, торгуются не акции российских компаний, а депозитарные расписки (GDR и ADR). По сути, это вторичная ценная бумага, регистрирующая право ее владельца на акцию (или несколько акций) определенной компании. Эмитент отдает свои ценные бумаги «в залог» инвестбанку, который выводит на биржу депозитарные расписки. Такие расписки обращаются за рубежом у крупнейших российских компаний — НЛМК, «Новатэка», «Газпрома», «Роснефти», «Магнита» и многих других. При этом депозитарные расписки российских компаний, головная структура которых зарегистрирована за рубежом (например, X5 или Fix Price), под действие закона не подпадают. Владельцы депозитарных расписок при их погашении автоматически получат соответствующие акции, торгующиеся на российском рынке. 

После  начала «спецоперации»* России на Украине акции российских компаний на зарубежных биржах обвалились. Например, цена расписок на акции Сбербанка на Лондонской бирже, которые еще осенью стоили больше $20, обвалилась до 1 цента. В конце февраля американские биржи NYSE и Nasdaq приостановили торги российскими бумагами из-за санкций США. В начале марта Лондонская фондовая биржа (LSE) также приостановила допуск бумаг российских компаний к торгам. Именно после этого начали готовиться поправки в законодательство. 

 

Компаниям оставляют возможность запросить разрешение не проводить делистинг, но решение будет принимать правительство, объяснил ЦБ. Компании должны будут до 5 мая подать заявления, в которых обосновывается необходимость листинга бумаг на зарубежных биржах. Если компании откажут, она должна будет расторгнуть договор с банком — эмитентом депозитарных расписок в течение пяти дней. 

Не все российские компании торопятся принимать решение о делистинге. Компании EN+ и «Татнефть» пока сообщили своим акционерам, что рассматривают разные варианты. В частности, в «Татнефти» заявили, что изучают возможность подавать заявление на разрешение оставить листинг расписок за рубежом. «Норникель» уведомил держателей своих депозитарных расписок, что 27 апреля расторгнет договор о размещении расписок. Тем, кто владел расписками на эту дату, смогут конвертировать бумаги в акции, обращающиеся в России; тем, кто приобретет расписки после 27 апреля, конвертировать их уже не удастся. Готовится к делистингу и «Северсталь», которая попросила Citibank, депозитария программы ADR, рассмотреть шаги, необходимые для делистинга.

 

Металлургическая компания НЛМК уведомила инвесторов, что планирует подать заявление для продолжения обращения депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже. Ее владелец Владимир Лисин еще в начале апреля критиковал законопроект. «Если сейчас кого-то из российских эмитентов это беспокоит, они вправе сами принять решение о делистинге, никто не мешает. Пока же предложенный законопроект несет не снижение рисков, а рост. Ущемляются права акционеров, которые поверили в Россию и многие годы инвестировали в российский рынок, например тех, кто не может держать российские акции напрямую. Они никакого отношения к политике не имеют, и есть риск, что их права собственности просто будут утрачены», — цитировал бизнесмена «Коммерсантъ».

Что будет с бумагами нерезидентов

Ценные бумаги нерезидентов после их конвертации в акции, вероятно, будут заблокированы на отдельных счетах, как и все финансовые активы нерезидентов на российском рынке, что будет с этими активами дальше — пока непонятно, говорит аналитик «Атон» Михаил Ганелин. Один из вариантов — разделение биржи на внутреннюю для резидентов и внешнюю для нерезидентов, писал ранее Forbes. «Но важно понимать, что доля нерезидентов в ключевых российских компаниях, Сбербанке и «Газпроме», очень высока. Вопрос в том, будет ли какая-то связь между внутренним и внешним финансовым рынком в таком случае», — рассуждает Ганелин. 

Инвесторов-нерезидентов в российские расписки можно условно разделить на три группы, говорит управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов. Половина — это большие фонды, например, ETF на все развивающиеся рынки или сырьевые компании, для которых российский рынок — это 2-5% инвестиций. Эти игроки уже списали на убытки все российские расписки, поэтому потенциальная возможность их в итоге продать — это для них прибыль, говорит Орлов. 

 

Из оставшейся половины большая часть — это «квазироссияне» (офшорные компании с российскими бенефициарами), а другая — фонды, специализирующиеся на России (dedicated russian funds), продолжает Орлов. По его словам, многие из них держали локальные акции на российских биржах. «Тот же ETF на Россию  VanEck Russia ETF имел в портфеле около пяти бумаг, которые только в России торгуются, например «Алроса». Теперь они ждут, когда им позволят этими бумагами торговать, ничего иного им не остается», — говорит финансист.

Но некоторые нерезиденты решили не ждать и продают свои депозитарные расписки до их конвертации в акции на внебиржевом рынке. И это создает окно возможностей для арбитражеров (тех, кто зарабатывает на разнице котировок на тот или иной актив на разных площадках. — Forbes), рассуждает управляющий крупной компании.

Кто может на этом заработать 

У некоторых российских инвесторов есть возможность купить на внебиржевом рынке подешевле депозитарные расписки до их конвертации в акции, а затем продать подороже в России, говорит собеседник Forbes в крупной управляющей компании. Для нерезидентов такие сделки, по сути, единственный шанс быстро продать свои российские активы, и неудивительно, что они им пользуются, соглашается Александр Орлов. Ситуация создает возможности купить с огромным дисконтом бумаги российских компаний для российских брокеров и фондов, которые имеют офисы за рубежом и при этом не попали под санкции. «Они могут купить за центы расписки и продавать за рубли», — продолжает Орлов. Однако в этом варианте финансист видит потенциальную проблему. «Если ты купил расписку на внебиржевом рынке, как ты докажешь НРД (Национальному расчетному депозитарию. — Forbes) свое право собственности? Связи между Euroclear (международной клиринговой системой, регистрирующей) и НРД сейчас нет», — указывает он.

В более привилегированном положении оказались российские резиденты, которые раньше торговали на зарубежных площадках через российских брокеров, продолжает Орлов. «Их бумаги, купленные еще на зарубежных биржах, легко конвертируются здесь в российские акции, потому что информация об их собственности хранится в НРД. И теперь они могут эти акции продать и купить еще расписок на внебиржевом рынке, чтобы дождаться, когда их можно будет конвертировать. Продавая здесь акции Сбербанка за 120 рублей (в пересчете на ADR это $6), там они будут покупать расписку за $1 и пытаться конвертировать», — приводит пример финансист. 

Объем таких сделок на внебиржевом рынке огромный, в среднем его можно оценить в 20-25% от всего количества акций, говорит глава дирекции по работе с акциями УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. Некоторые нерезиденты держали настолько большой объем ADR, что сейчас физически не могут продать все расписки на внебиржевом рынке, добавил он. 

 

Вероятно, на внебиржевом рынке происходят и иные сделки. Нерезиденты из стран, присоединившихся к санкциям против России, продают расписки нерезидентам из дружественных стран — например, ближневосточным или азиатским фондам, некоторые из них могут иметь  российские корни или аффилированные компании в России, говорит директор инвестиционного блока «Системы Капитал» Константин Асатуров. «Возможно, скоро ЦБ и Мосбиржа проанонсируют, как нерезиденты из дружественных стран и контролируемые россиянами иностранные компании смогут торговать на российских биржах. Вероятно, такие игроки могут сыграть на опережение и воспользоваться этим, покупая у нерезидентов из недружественных стран расписки с дисконтом, чтобы потом продать их дороже в России», — говорит Асатуров. В любом случае объем таких сделок вряд ли достигает каких-то больших величин, чтобы создать потенциальный навес в будущем, добавляет управляющий.

Еще одна группа бенефициаров делистинга — сами зарубежные банки — эмитенты расписок (BNY Mellon, Citigroup, JPMorgan, Deutsche Bank). Они могут заработать на делистинге российских компаний с западных бирж сотни миллионов долларов, подсчитывал Reuters. По словам источников агентства, доходы принесут банкам комиссии, которые они возьмут с инвесторов при отказе от продукта.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+