Поперек ЦБ: как инвесторы пытаются сами обменять заблокированные активы
С заботой об инвесторах
Иностранные активы российских инвесторов остаются заблокированными уже два года — инвесторы лишились возможности распоряжаться ими после того, как европейские депозитарии прекратили взаимодействие с Национальным расчетным депозитарием (НРД), входящим в группу Мосбиржи. Это произошло в самом начале «спецоперации»*, позднее НРД попал под блокирующие европейские санкции. В общей сложности за рубежом зависло почти 6 трлн рублей.
Одновременно с этим в России блокировались активы иностранцев: их перевели на специальные счета типа «С» и «И», оттуда их вынуть практически невозможно. Когда попытки добиться разблокировки не увенчались успехом, российские власти, которые делают ставку на привлечение в экономику денег частных инвесторов, придумали способ разрешить эту проблему.
По подписанному в ноябре 2023 года Путиным указу предлагается использовать рубли со счетов типа «С», разрешив иностранцам на эти деньги выкупать заблокированные за рубежом акции российских инвесторов (не более 100 000 рублей на одного россиянина). Этот вариант пока не работает, механизм таких торгов продолжают разрабатывать Минфин и ЦБ, но до старта пока далеко.
Самостоятельный обмен
Идея обмена заблокированных денег на заблокированные активы заинтересовала некоторые иностранные фонды. И они решили попробовать реализовать ее самостоятельно, взаимодействуя с российскими брокерами и не дожидаясь, пока ЦБ и Минфин внедрят централизованный механизм обмена. Об этом Forbes рассказали два источника на фондовом рынке.
Оба источника в качестве одного из участников таких переговоров упомянули хедж-фонд Prosperity Capital Management, активно инвестировавший в российские активы. Фонд, основанный в 1996 году шведами Маттиасом Вестманом и Паулем Леандер-Энгстремом, выступал крупнейшим портфельным инвестором на российском рынке. В разные годы фонд инвестировал в акции «Газпрома», Сбербанка и ВТБ, российских энергетиков. В 2021 году Prosperity купил 5,4% девелопера «Эталон».
В ноябре прошлого года европейское агентство IntelliNews сообщило со ссылкой на соучредителя фонда Маттиаса Вестмана, что фонд, перебравшийся из Великобритании в ОАЭ, допускает обмен заблокированных активов. Представитель фонда отказался комментировать Forbes эту тему и участие в переговорах в России.
Как устроены самостоятельные попытки обмена? Иностранные компании, у которых в России есть счета типа «С», сами идут к европейским регуляторам за лицензиями или специальными разрешениями на разблокировку российских активов и предлагают российским брокерам выкупить заблокированные у россиян ценные бумаги, расплатившись заблокированными же рублями, говорит источник в крупной инвестиционной группе.
Обычно это фонды, которые до «спецоперации» активно работали с Россией и имеют российский бэкграунд, говорит источник в управляющей компании. А теперь у них есть зависшие активы, и они хотят их вытащить. «И в принципе дальше все так, как в президентском указе, только в формате тет-а-тет. В ответ брокеры говорят: вот у нас есть такие-то заблокированные активы, и показывают список, они смотрят», — объясняет источник в управляющей компании.
Партнер BGP Litigation Сергей Гландин также подтверждает интерес к выкупу заблокированных активов со стороны иностранцев. «Спрос на это точно есть — к нам разные американские инвестфонды именно с таким запросом приходят», — говорит он. При этом иностранные покупатели заблокированных у россиян зарубежных ценных бумаг предпочитают не связываться с подсанкционными лицами, особенно если они находятся в американских санкционных списках, добавляет собеседник Forbes в одной из управляющих компаний.
Далее, если договоренности достигнуты, иностранцы идут к своим регуляторам за согласованием такой сделки. А затем технически право собственности на заблокированные активы меняется через НРД. После того, как сделка совершена, новые владельцы заблокированных бумаг должны получить в иностранных депозитариях разрешение на разблокировку, а в России сделка должна получить одобрение правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, говорит все тот же собеседник Forbes. «Банк России в курсе, они не против такого варианта, поскольку это отвечает интересам пула инвесторов», — уверяет он.
ЦБ это не подтверждает, но и не опровергает. В пресс-службе ЦБ подчеркнули, что такие сделки, если они и есть, должны проводиться с разрешения правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями.
Спрос со стороны американских фондов хоть и высок, но пока до конкретных действий в этом направлении дело не дошло, говорит Сергей Гландин из BGP Litigation. Собеседник Forbes в управляющей компании также отметил, что попытки обмена предпринимаются, но пока ему неизвестно ни об одной завершенной сделке.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.