Прокуратура подала более 55 исков об изъятии частных активов
Прокуратура подала более 55 исков об изъятии частных активов в пользу государства с конца февраля 2022 года по начало ноября 2023-го, подсчитал РБК. Чаще всего прокуратура мотивировала обращение в суд нарушением действующего в период приватизации законодательства
Прокуратура подала не менее 55 исков об изъятии акций или недвижимости из частной собственности в пользу государства с конца февраля 2022 года по начало ноября 2023-го, следует из проанализированных РБК судебных актов. В случае с недвижимостью речь идет об имуществе, размер которого превышал пять гектаров земельного участка или 300 кв.м. нежилого помещения. Минимальная площадь объектов в подсчетах была установлена для исключения мелких споров, уточняет агентство.
По данным РБК, чаще всего прокуратура обращалась в суд из-за нарушения действующего в период приватизации законодательства — 12 раз. Нарушение антикоррупционного законодательства стало причиной девяти обращений, нарушение закона об иностранных инвесторах (57-ФЗ) — трех. В карточках 18 дел нет информации о сути претензий прокуратуры, уточняет агентство. Это может быть связано с тем, что дело еще находится на рассмотрении суда, либо с тем, что публикация судебного решения запрещена.
Среди дел о приватизации РБК отмечает изъятие акций АО «Соликамский магниевый завод» и АО «Метафракс Кемикалс». Арбитражный суд Пермского края признал приватизацию этих предприятий в 1992 году незаконной, так как разрешение на нее было дано областным комитетом, который не имел соответствующих полномочий.
Поводом для обращений также стало совершение последовательных действий, направленных на незаконное отчуждение из собственности России, и признание незаконным договора купли-продажи в связи с нарушением земельного законодательства. По каждому из них подали пять исков. Еще в одном иске прокуратура указывала, что нахождение в собственности не отвечает требованиям действующего законодательства (в границах земельного участка протекала река), уточняет РБК. В двух других случаях прокуратура оспаривала принадлежность культурного объекта, перешедшего в собственность в результате приватизации.
В большинстве дел (26) истцом выступала Генпрокуратура или один из заместителей генпрокурора, в остальных случаях в суд обращалась региональная прокуратура, отмечает агентство. При этом против юридических лиц было подано 46 исков, против физических — девять.
В сентябре Путин заявил: «Никакой деприватизации не намечается. Никакой деприватизации не будет, это я вам могу точно сказать». Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявил о беспокойстве бизнеса из-за взятого властью курса на национализацию частных активов. По его словам, бизнес «плохо реагирует» на сообщения об изъятиях, поскольку «никто не знает, кто в очереди может быть следующим».