К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Электротрасса: какие перспективы у компании «Евротранс» на рынке акций

Фото Андрея Гордеева / Ведомости / ТАСС
Фото Андрея Гордеева / Ведомости / ТАСС
Оператор сети АЗС «Трасса» «Евротранс» провел первичное размещение акций на Мосбирже. За первый торговый день бумаги компании подешевели более чем на 12% и продолжают снижаться. Как аналитики оценивают перспективы «Евротранса»? 

«Евротранс», оператор сети АЗС «Трасса», 21 ноября разместил акции на Мосбирже. В ходе IPO компания привлекла 13,5 млрд рублей — это рекорд в 2023 году. Так, недавно вышедшая на биржу сеть магазинов Henderson привлекла 3,8 млрд рублей, а разработчик ПО ГК «Астра» — 3,5 млрд. Появившиеся ранее в этом году на бирже Genetico и CarMoney привлекли лишь сотни миллионов рублей. 

Акции «Евротранса» были включены в первый котировальный список и размещены по верхней ценовой границе — 250 рублей за бумагу. Новые акционеры компании также получили право на дивидендные выплаты.  

Однако котировки в первый же день торгов рухнули на 12% и продолжили снижаться на следующий день. К середине дня 22 ноября акции подешевели почти на 15% от цены размещения. Каковы перспективы этих бумаг на бирже? 

 

Вера в электрокары 

«Евротранс» владеет и управляет сетью из 55 автозаправочных комплексов, четырех ресторанов при АЗК и сетью из 11 быстрых электрозаправочных станций для электромобилей. Также у «Евротранса» есть нефтебаза, завод по производству незамерзающей жидкости и фабрика-кухня. 

Первое полугодие компания завершила с хорошими финансовыми результатами: выручка утроилась по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 45,5 млрд рублей. Прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизационных отчислений (EBITDA) за этот период удвоилась и составила 4,4 млрд рублей. И по результатам полугодия компания получила чистую прибыль 1,4 млрд  рублей по сравнению с убытком 0,3 млрд за год до этого. При этом основной причиной роста финансовых показателей стало кратное увеличение оптовых продаж топлива — более чем на 400% год к году. 

 

Средства, которые оператор привлек в ходе IPO, планируется направить на реализацию инвестиционной программы. Она, в частности, включает трансформацию всех существующих АЗК в заправочные комплексы с возможностью зарядки электромобилей — на это компания планирует потратить до 11 млрд рублей. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Портфельный управляющий по российским акциям General Invest Татьяна Симонова говорит, что наличие услуги быстрой зарядки — важное конкурентное преимущество, так называемое преимущество первопроходца, поскольку рынок быстрой зарядки автомобильных аккумуляторов еще находится на очень ранней стадии развития. По ее словам, значимая отдача от этого проекта будет, возможно, не так скоро, так как сейчас доля этого бизнеса в EBITDA в районе 2%. «Но это важный задел на будущее, которое явно движется в сторону роста числа автомобилей с электродвигателями», — считает Симонова. 

При этом сейчас ставка на электрокары выглядит довольно рискованной, считает руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов. По его словам, в России электротранспорт развит очень слабо: на один электрокар приходится две заправки, притом что в Европе — 30 машин на одну станцию. «Развитие инфраструктуры — это государственная задача: уже объявлены федеральные программы, и Москва заявила о строительстве 17 000 электрозаправок. Это создает огромную конкуренцию для компании «Евротранс», которая не получает субсидии на электрозаправки», — говорит он. 

 

Скепсис разделяет и экономист, бывший старший вице-президент банка «Открытие» Константин Церазов. Он отмечает, что расчет на быстрый рост спроса на электрозаправку может не оправдаться по географической причине: АЗК «Евротранса» располагаются в основном в Московской области, а не в самой Москве. При этом именно в Москве потенциал роста сегмента электрокаров значительно выше. 

Большие долги

Оставшуюся часть привлеченных на IPO денег (около 2,5 млрд рублей) компания планирует направить на досрочный выкуп АЗС, находящихся в лизинге. 

Для «Евротранса» характерна высокая долговая нагрузка, которая хоть и снижается, но остается серьезной и однозначно выступает негативным фактором для бизнеса в условиях роста ключевой ставки, говорит ведущий аналитик «Цифра Брокера» Даниил Болотских. Он отмечает, что уже сейчас исполнение долговых обязательств существенно снижает чистую прибыль. 

Опасения насчет закредитованности «Евротранса» разделяет инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин. «Большая часть долга сконцентрирована в аренде ключевых активов компании на общую сумму 21,7 млрд рублей с плавающей ставкой (ключевая ставка ЦБ + 3%). По нашим прогнозам, жесткая монетарная политика ЦБ будет сохраняться на протяжении как минимум первого полугодия 2024 года. Это, в свою очередь, окажет негативный эффект на финансовые результаты компании», — говорит он. 

С тем, что высокая долговая нагрузка с плавающей ставкой при ужесточении ДКП — это проблема для компаний вроде «Евротранса», соглашается Татьяна Симонова из General Invest. «Но это обстоятельство лишний раз подчеркивает своевременность IPO для финансирования инвестпрограммы за счет акционерного капитала», — считает она. 

 

Рост и дивиденды 

Акции «Евротранса» могут быть интересны как история роста в том случае, если планы и прогнозы руководства компании осуществятся, говорит Константин Церазов. 

Частных инвесторов может также привлечь дивидендная политика «Евротранса», считает Павел Веревкин из «Алор Брокера». Она предполагает выплату не менее 40% от чистой прибыли с периодичностью не реже четырех раз в год. Более того, компания планирует увеличить коэффициент до 75% от чистой прибыли для того, чтобы обеспечить лояльность новых акционеров после IPO. 

Однако покупка акций с расчетом на дивиденды может быть очень рискованной идеей, считает, в свою очередь, Алексей Курасов из «Финама». «По сути, это огромный стартап без кратного потенциала роста, но с идеей, что размещение будет успешным и всегда будут стабильные дивиденды. Сейчас у компании нет свободного денежного потока от операционной деятельности на выплату дивидендов, по факту компания платит дивиденды из заемных средств в счет будущих доходов. Если риски реализуются, то ни о каких дивидендах речи быть не может», — предупреждает он. 

Курасов считает, что текущая оценка компании сильно завышена. То, что цена акций на IPO завышена, отмечает Павел Веревкин из «Алор Брокера». Даниил Болотских из «Цифра Брокера» указывает на то, что котировки близки к справедливым значениям, но для того, чтобы принимать решение о покупке этих акций, стоит дождаться деталей реализации инвестиционной программы «Евротранса».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+