ФРС сохранила ставку: что будет с долларом, нефтью и акциями
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США на последнем заседании оставил ставку без изменений на уровне 5,25-5,5%. Решение было ожидаемо. Таким образом, ставка находится на максимуме за последние 22 года. Это уже вторая пауза регулятора в этом году, после аналогичного решения в июне.
«Мы будем анализировать, целесообразно ли дополнительное ужесточение монетарной политики, исходя из поступающих данных», — следует из заявления ФРС по итогам заседания. Согласно обновленным ежеквартальным прогнозам ФРС, базовая процентная ставка может быть поднята в этом году на 25 б. п. А сами ставки, исходя из аналитики Федерального резерва, будут оставаться на высоких уровнях дольше, чем изначально предполагалось. 10 из 19 чиновников ведомства прогнозируют, что учетная ставка будет оставаться выше 5% в течение следующего года. Какой-либо сигнал о снижении ставки председатель Федрезерва Джером Пауэлл не дал.
В опубликованном после заседания отчете ФРС также были повышены прогнозы как по росту ВВП США, так и по инфляции. Эксперты ФРС ожидают, что экономический рост страны в следующем году замедлится с 2,1% до 1,5 %. Еще три месяца назад они прогнозировали рост ВВП на 1% в 2023 году и 1,1% в 2024 году. Инфляция же согласно обновленному прогнозу достигнет целевого значения в 2% лишь в 2026 году, что позже, чем предполагали ранее чиновники Федрезерва. В августе потребительская инфляция (CPI) ускорилась до 3,7% в годовом выражении с 3,2% в июле.
По заявлению Пауэлла мягкая посадка (снижение инфляции без серьезных последствий для экономики. — Forbes) не является базовым сценарием. «Мягкая посадка — это вполне вероятный, но не базовый результат. В конечном итоге я думаю, что это будет решено факторами, которые находятся вне зоны нашего контроля, но я думаю, что это возможно», — сказал Пауэлл. Он напомнил, что полный эффект от повышения ставок еще предстоит ощутить.
Что будет дальше
По данным крупнейшего в мире рынка деривативов CME Group, исходя из оценок по фьючерсам на ставку ФРС, самым вероятным сценарием будет сохранение ставки на том же уровне на двух последних заседаниях Федрезерва в этом году (в ноябре и декабре). «Можно сделать вывод, что ставка, вероятно, близка к пику, но будет оставаться вблизи этих уровней дольше, чем ожидал рынок», — указывает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Пока что это действительно похоже на принцип Златовласки, говорит главный экономист по США одной из крупнейших в мире управляющих компаний T. Rowe Price Блерина Уручи, подразумевая комбинацию умеренного роста с очень низкой инфляцией. Этот принцип, названный так по детской сказке «Златовласка и три медведя» (в русском переводе просто — «Три медведя»), означает выбор умеренных вариантов поведения из всех возможных. «Ужесточение монетарной политики не привело к тому замедлению экономики, которое они ожидали», — констатирует Уручи.
Тем не менее, основной эффект от повышения ставок, как и говорил Пауэлл, будет реализовываться с некоторым лагом, напоминает The New York Times. «Но теперь они очень осторожны в вопросе повышения ставок и опасаются ее чрезмерного повышения», — говорит руководитель отдела стратегии ставок в США канадского инвестбанка T.D. Securities Геннадий Голдберг. Поэтому чиновники пока не могут принять конечное решение: оставить ставки на таком уровне или продолжить повышение, пишет NYT.
«Мы стремимся достичь и поддерживать позицию достаточно ограничительной денежно-кредитной политики для снижения инфляции, — сказал Пауэлл после заседания по ключевой ставке. — Учитывая, как далеко мы продвинулись, мы можем действовать осторожно». Из риторики Пауэлла можно сделать вывод, что в 2024 году новые повышения процентных ставок будут маловероятны, отмечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. «Более вероятно, что ближе к концу 2024 года ФРС начнет постепенно снижать процентные ставки», — считает она.
Влияние на мировые рынки
Несмотря на то, что решение ФРС по сохранению уровня ставки было ожидаемым, рынок акций отреагировал негативно. Сразу после решения индекс S&P 500 снизился на 40 пунктов (почти на 1%). «Это стандартная дневная волатильность в дни решения по ставке ФРС», — сказал главный рыночный стратег компании-консультанта по финансовому планированию Carson Group Райан Детрик.
Инвесторов разочаровало, что прогноз по ставке на 2024 год был повышен с 4,6% до 5,1%, что предполагает более длительный период высоких ставок, чем ожидалось ранее, отмечает аналитическое управление ФГ «Финам». «Тем не менее, в моем понимании, фондовый рынок постепенно привыкнет к ожиданиям того, что ставки будут находиться на высоких уровнях еще достаточно продолжительное время, — считает соучредитель еще одного финансового консультанта, компании TBH Advisors Трэвис Андерсон. — Похоже, это не сильно изменило склонность инвесторов к риску на рынках».
Индекс доллара по отношению к другим валютам после заседания укрепился почти на 1% — это также связано с более жестким, чем ожидалось, тоном ФРС, отмечает Мильчакова из Freedom Finance Global. Однако, по мнению аналитического управления ФГ «Финам», такое укрепление доллара скорее временное. «Если анализировать рынок фьючерсов, то инвесторы скептически относятся к тому, что ФРС пойдет на новое повышение ставки до конца этого года. Поэтому перспективы дальнейшего укрепления индекса доллара не столь однозначны», — следует из комментария аналитического управления ФГ «Финам».
Более того, центральные банки Европы и Англии на своих последних заседаниях повышали ставки, указывает личный брокер «Открытие Инвестиции» Алексей Петровский. «Это поддержит их валюты относительно доллара США, инвестиционная привлекательность инструментов, выраженных в долларах, будет постепенно снижаться», — говорит эксперт.
Укрепление доллара к другим валютам оказывает давление на сырьевые рынки, в том числе на нефть, продолжает Петровский. «В то же время цены на нефть зависят от огромного числа факторов, то есть рост индекса доллара может повлиять на цены на нефть, но эффект от укрепления не будет значительным», — поясняет эксперт. С вечера 20 сентября с $93,4 стоимость барреля эталонной марки нефти Brent снижалась до $92,2 утром 21-го, однако ближе к вечеру полностью отыграла падение. «Рост цен на нефть будет продолжаться благодаря высокому спросу при одновременном дефиците предложения, так что влияние ставок ФРС на нефтяной рынок ограничено», — считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Что будет с российскими акциями
Несмотря на то, что российский и американский рынки акций имеют некоторую корреляцию между собой, факторы, влияющие на настроения инвесторов, у них разные, пишет аналитическое управление ФГ «Финам». «В прежние времена на российском фондовом рынке погоду создавали деньги иностранных инвесторов, которые свободно перемещали капиталы через границу. Сейчас из-за санкций и самоограничений это невозможно. Поэтому на наш рынок акций довольно слабо влияют решения по ключевой ставке ЦБ России и уже тем более изменение ставки ФРС США», — пишет «Финам».
Хотя связь российского и американского рынков и правда ограниченная, российские инвесторы продолжают торговать американскими ценными бумагами. Причем объем торгов иностранными акциями на СПБ Бирже постепенно растет: в июне этого года по отношению к маю он вырос на 21,6%, а месяцем ранее — на 25,2%. Но рост происходит с низкой базы: объем сделок по такого рода бумагам почти в четыре раза ниже показателей 2021 года.
«Из-за значительного уменьшения объемов торгов такого рода акциями российский рынок может реагировать только на значительные изменения на американском рынке акций, чего пока не происходит», — отмечает личный брокер «Открытие Инвестиции» Алексей Петровский. Более того, решение по ставке ФРС было ожидаемым, так что это событие вряд ли повлияет на российский рынок даже в малейшей степени, соглашается Мильчакова из Freedom Finance Global.
Прежде всего влияние на российский рынок идет через цены на нефть, указывает генеральный директор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков. «Однако жесткая политика ФРС не играет столь значительной роли в ценообразовании нефти, как, к примеру, сокращение поставок со стороны Саудовской Аравии и России, так что коррекции на нефтяном рынке я бы не опасался», — отмечает эксперт.