Недолет: почему сильные показатели «Аэрофлота» не вдохновляют инвесторов
«Аэрофлот» сообщил, что число пассажиров, которых группа перевезла за первое полугодие этого года, выросло до 20,9 млн человек, что на 21,8% больше, чем за шесть месяцев прошлого года. При этом рост пассажиропотока на международных линиях составил 68,2%, на внутренних — 14,1%. Акции «Аэрофлота» на это сообщение особо не отреагировали, оставшись на уровне 42,5 рубля за штуку.
Прошлый год для «Аэрофлота» был тяжелым. Из-за санкций в ответ на «спецоперацию»* на Украине перевозчик лишился всех своих европейских направлений. В 2022 году пассажиропоток составил 21,5 млн человек, то есть упал на 4% по сравнению с 2021 годом, а на международных рейсах — на 35%. Стоит отметить, что и 2021 год был не самым удачным в истории авиакомпании: пассажиропоток (45,8 млн пассажиров) был выше провального ковидного 2020 года на 56%, но все еще на 22% ниже допандемийного 2019-го.
Акции «Аэрофлота» за прошлый год тоже заметно подешевели. Непосредственно перед началом «спецоперации» бумаги торговались за 49 рублей, 24 февраля они обвалились на 28%, до 35,7 рубля. После месячного перерыва в торгах на бирже акции «Аэрофлота» 25 марта 2022 года потеряли еще 18% стоимости и достигли отметки в 25 рублей. Сейчас котировки уже близки к уровням до начала «спецоперации», однако им еще далеко до январских прошлогодних максимумов, когда бумаги стоили по 63 рубля.
Контекст
Российские авиакомпании в прошлом году одними из первых почувствовали на себе последствия «спецоперации». Спустя несколько дней после ее начала, 28 февраля 2022 года, страны Европы полностью запретили полеты российских перевозчиков в своем воздушном пространстве. Также под запрет попали продажа, поставки и лизинг самолетов и запчастей к ним. Помимо этого, европейским компаниям запрещено оказывать страховые услуги и ремонт воздушных судов. После этого российские самолеты стали арестовывать и блокировать за рубежом.
В конце декабря прошлого года «Известия» со ссылкой на пресс-службу «Аэрофлота» писали, что у перевозчика за рубежом осталось семь самолетов. В марте Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям ограничить полеты за рубеж, в итоге 6 марта прошлого года «Аэрофлот» полностью прекратил выполнять международные рейсы, кроме Минска.
Спустя почти полтора года перевозчик возобновляет полеты в «дружественные» страны — Китай, Таиланд, Индию, Шри-Ланку, Турцию, Египет, ОАЭ, на Сейшелы, Мальдивы и Кубу, в ряд стран ближнего зарубежья. Кроме того, в новой стратегии до 2030 года «Аэрофлот» пообещал развивать внутренние перевозки за счет увеличения региональной маршрутной сети. Эту задачу авиакомпания решает в условиях сохраняющегося запрета Росавиации на полеты в 11 городов на юге России — там аэропорты тоже были закрыты в самом начале «спецоперации».
Также, судя по всему, «Аэрофлоту» удается решать проблему с воздушными судами. В марте министр транспорта (а в прошлом гендиректор «Аэрофлота») Виталий Савельев сообщил, что Россия потратит порядка 300 млрд рублей на выкуп самолетов у иностранных лизингодателей. Чиновник отметил, что часть этих средств уже использовал «Аэрофлот» для выкупа десяти дальнемагистральных самолетов. В июне «Аэрофлот» также сообщил, что намерен обеспечить «импортонезависимость от иностранного программного обеспечения» для технического обслуживания и ремонта самолетов, а также поддержания летной годности.
Что это значит
Несмотря на сильные операционные показатели за первое полугодие и июнь 2023 года, пока рано делать вывод о том, что все проблемы «Аэрофлота» остались позади, считает аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева. «Международное авиасообщение остается достаточно ограниченным, тогда как в допандемийные годы на зарубежные рейсы приходилось порядка 45% всего пассажиропотока группы (по итогам 2019 года) против 14% по результатам первого полугодия 2023 года. Тем не менее концентрация на внутреннем рынке позволяет компании планомерно восстанавливать операционные показатели, при этом также делая определенные успехи по международным направлениям, учитывая все сложности», — признает Пырьева.
Быстрый восстановительный рост, который «Аэрофлот» показывал несколько месяцев подряд, в ближайшее время вероятнее всего замедлится, говорит старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Булгаков. Он указывает на то, что пассажирооборот (показатель, который измеряется в пассажиро-километрах) вырос на 22% год к году, в то время как в мае рост составил 45%, то есть темп роста замедлился вдвое. «Относительно допандемийных времен (2018–2019 годов) пассажирооборот все еще отстает примерно на 24%, причем значительно в высокомаржинальном международном сегменте», — констатирует Булгаков.
Что важно для инвесторов
Проблемы с лизингом, запрет на полеты в Европу, прошлогоднее снижении пассажиропотока довольно серьезно сказалось на бизнесе «Аэрофлота», полагает аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских. Еще одной проблемой становятся дорожающие запчасти к самолетам — это может влиять на маржинальность перевозчика, добавляет Болотских.
В прошлом году «Аэрофлот» получил беспрецедентную государственную поддержку через допэмиссию, субсидии и топливный демпфер, напоминает Дмитрий Булгаков из «БКС». Сейчас авиакомпания живет почти без субсидий, за исключением тех, что выдаются на региональные маршруты. Тем не менее по мере восстановления спроса «Аэрофлот» сможет вернуться к привычной бизнес-модели, покрывая затраты за счет повышения стоимости авиабилетов, говорит Булгаков.
Сокращение господдержки при этом может привести к росту расходов компании, сомневается Наталия Пырьева из «Финама». Она добавляет, что финансовое положение «Аэрофлота» на сегодня доподлинно неизвестно, поскольку компания не раскрывала показатели с 2022 года. Высока вероятность, что по итогам прошлого года перевозчик остался убыточным, пишет в обзоре аналитик «Тинькофф Инвестиций» Маргарита Яковлева. С этим согласен Дмитрий Булгаков из «БКС».
Дальнейшие перспективы компании будут зависеть от того, сможет ли «Аэрофлот» выйти на безубыточный уровень или нет, добавляет Булгаков.
Аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских отмечает, что сейчас нет факторов, которые позволили бы покупать акции «Аэрофлота». Дмитрий Булгаков из «БКС» говорит, что рекомендация сейчас — продавать акции перевозчика со справедливой ценой 35 рублей за акцию, при этом он добавляет, что рекомендации могут быть обновлены после того, как будут известны финансовые показатели «Аэрофлота».
Маргарита Яковлева из «Тинькофф Инвестиций» пишет, что большая часть риска и негатива уже заложена в котировках, поэтому на бумаги «Аэрофлота» могут поставить «агрессивные инвесторы, которые хотят сделать ставку на восстановление российского фондового рынка в долгосрочной перспективе». Наталия Пырьева из «Финама» в свою очередь указывает, что акции могут вырасти на 27%, целевая цена по ним составляет 54 рубля.
Но в то же время она напоминает, что сохраняются риски: «Аэрофлот» имеет ограничения развития международной сети перевозок из-за сохраняющегося запрета на полеты в 37 стран. Ограничения на внутренние перевозки накладывает закрытие аэропортов на юге России. Кроме того, остаются проблемы с эксплуатацией и обслуживанием иностранных воздушных судов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.