Жадность сильнее страха: почему российский рынок не реагирует на «спецоперацию»
Май и начало июня выдались богатыми на новости, связанные со «спецоперацией»*. Атака дронов на Кремль, попадание беспилотников в жилые дома в Москве и Воронеже, обстрелы городов в приграничных регионах. Однако ни одно из этих событий не оказало существенного влияния на динамику российского фондового рынка. Более того, индекс Мосбиржи растет и превысил уровень 24 февраля прошлого года.
Новая нормальность
«В прошлом году мы говорили, что «ненормальность — это новая нормальность», и, по сути, этот прогноз сбылся — рынок привык к большому потоку новостей и к негативу, и паники на рынках стало значительно меньше», — констатирует директор департамента инвестиционного консультирования «Открытие Инвестиции» Андрей Шенк.
В общей сложности по итогам 2022 года индекс Мосбиржи потерял около 44%. Самая большая нервозность царила на рынке в феврале и сентябре прошлого года. Начало «спецоперации» 24 февраля обвалило российский рынок на 30% за день. А с 21 февраля, когда началась распродажа, — на 40,5%. Это падение стало самым значительным за всю историю российского фондового рынка.
После этого Мосбиржа закрылась на месяц, торги не проводились. В сентябре рынок рухнул на новостях о референдумах в самопровозглашенных республиках и так называемых новых территориях. Падение было более скромным — акции потеряли чуть больше 10%. На следующий день рынок еще раз упал на 10% после объявления мобилизации, но это падение быстро сошло на нет.
После мобилизации российских инвесторов, кажется, больше нечем напугать. С начала 2023 года индекс Мосбиржи поступательно растет — к 13 июня этот рост составил около 28%. Рынок не смутили ни дроны над Кремлем, ни атака беспилотников на Москву и Воронеж, ни эвакуация жителей из Шебекино и ситуация вблизи границы с Украиной.
Падение и восстановление
Предсказуемость успокаивает рынки, а неопределенность пугает инвесторов. Авторы исследования The War Puzzle: Contradictory Effects of International Conflicts on Stock Markets из Швейцарского института финансов доказывают, что волатильность на рынках наблюдается в период ожидания начала вооруженного конфликта. Как только растет напряженность, акции начинают падать, волатильность растет.
Перед началом «спецоперации» рост напряженности между Россией и Украиной продолжался довольно долго. Индекс волатильности рынка начал расти с ноября 2021 года, уже в январе 2022 года превысив привычный уровень 25 пунктов в три раза. До 24 февраля новости, связанные с эскалацией конфликта, вызывали довольно заметные движения рынка. Так, 11 февраля индекс Мосбиржи потерял 5,4% на фоне учений российских войск вблизи границы с Украиной и высказываний американских чиновников, что «спецоперация» может начаться в любой момент.
При этом само начало боевых действий не обязательно может приводить к обвалу. Это особенно заметно по динамике S&P 500 во время войны во Вьетнаме.
Но когда противостояние начинается неожиданно для большинства инвесторов, обвал котировок неминуем. При этом самое сильное влияние на американский индекс акций S&P 500 из всех геополитических событий оказывали неожиданные военные действия, которые приводили к затяжным конфликтам. Нападение на Перл-Харбор и вступление США во Вторую мировую войну привело к падению индекса на 19,8%. Чтобы восстановиться, ему потребовалось 307 дней. Еще примеры: вторжение Ирака в Кувейт и последующая война в Персидском заливе (минус 16,9%, 189 дней), Вторжение Северной Кореи в Южную и начало Корейской войны (минус 12,9%, 82 дня).
В случае со «спецоперацией» максимальное падение индекса Мосбиржи, если считать с открытия торгов 24 февраля 2022 года (2735,88 пункта), составило 30%, а восстановление — 474 дня. 13 июня этого года индекс впервые закрылся выше этой отметки. Однако, если считать с начала распродаж 21 февраля (3458,73 пункта), рынок максимально падал на 44,6% и не восстановился до сих пор.
Президент управляющей благосостоянием американской фирмы Ambruster Capital Марк Амбрустер задался вопросом, как разные типы вооруженных конфликтов влияли на фондовый рынок в период с 1926 по 2013 год. В статье для Института CFA он написал, что в период войны волатильность на американском рынке снижалась. Это было связано с тем, что рост военных расходов обеспечивал заказами американских производителей вооружений, и их прибыли, а значит, и стоимость акций было легче оценить.
Изоляция
В России последний год волатильность фондового рынка также снижается. Это видно по соответствующему индексу Мосбиржи. Со своих максимальных значений в феврале 2022 года (150 пунктов) она вернулась на уровень ноября 2021 года (около 30 пунктов). Но, конечно, объяснение Амбрустера для снижения волатильности на российском рынке не подходит. Крупные российские производители вооружений на бирже не торгуются. Причина в другом.
Перед и сразу после начала «спецоперации» российский рынок покинули иностранные инвесторы. В итоге уже больше года российский рынок — рынок частных российских инвесторов. По данным Мосбиржи, их доля сегодня превышает 80%. «Нерезиденты по-прежнему не могут выводить свои активы, а их действия были одним из ключевых факторов движения рынка», — говорит Андрей Шенк из «Открытия Инвестиции».
Геополитическая обстановка остается стабильно напряженной, при этом рынок стал более спекулятивным из-за доминирования розничных инвесторов, считает управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. «Серьезную распродажу теперь могут вызвать разве что корпоративные новости, такие как отмена дивидендов, плохая отчетность или санкции применительно к конкретному эмитенту или отрасли», — говорит он.
Частные инвесторы стараются игнорировать любой негатив, поэтому рынок стал менее чувствительным к геополитике. При этом они часто переоценивают умеренно позитивные новости и бывают излишне оптимистичны, говорит инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин. В сравнении с институциональными инвесторами, они менее рациональны в своих решениях и склонны к покупкам и продажам на волне ажиотажа.
Желание заработать
Страх в итоге уступил желанию частных инвесторов заработать. Новости о прибыли компаний и желании этой прибылью делиться оказывают сегодня более сильное влияние на динамику рынка, чем геополитика, говорит Андрей Шенк из «Открытия Инвестиций».
Год назад было непонятно, как российские компании переживут кризис, говорит персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Никита Гуллер. Многие из них не публиковали отчетность, однако в этом году они возобновили эту практику и отчитались о рекордных прибылях, как, например, Сбербанк.
«Большинство компаний уже перестроились и зарабатывают деньги, несмотря на все сложности, поэтому инвесторы не считают новые геополитические риски опасными для них. Высокие дивиденды «Лукойла», «Татнефти», Сбербанка вселяют в покупателей акций оптимизм. На этом фоне рынок растет с февраля этого года, растет практически без остановок. Некоторые компании уже стоят дороже, чем в начале 2022 года», — говорит Гуллер.
Однако жадность не может доминировать вечно. Недавние инциденты с дронами инвесторы восприняли как неприятные, но все же не слишком тревожные новости, говорит директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифра брокер» Александр Цыганов. При этом геополитика все равно остается ключевым фактором, способным влиять на рынок. Новости, которые инвесторы воспримут как критические, спровоцируют заметные движения котировок, резюмирует он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.