Московская биржа утвердила меры по борьбе со скачками цен на акции третьего эшелона
Московская биржа утвердила четыре направления мер для борьбы с волатильностью акций третьего эшелона: это распространение режима дискретного аукциона на все бумаги, сокращение ценовых границ и увеличение шага цены, доработка методики противодействия дестабилизации и расширение аналитического покрытия. Эксперты рекомендуют активнее освещать результаты противодействия инсайдерской торговле и манипуляциям
Комитет по фондовому рынку Московской биржи утвердил меры по борьбе со скачками на торгах низколиквидными ценными бумагами. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника и саму площадку. Эксперты считают, что меры относятся к режиму регулирования финансового рынка и не затрагивают экономические механизмы самих эмитентов. Они отмечают, что стоит более активно информировать о наказаниях за манипуляциях на фондовом рынке.
Источник газеты на финансовом рынке рассказал, что изначально предлагалось проработать вопрос повышения комиссии за сделки в моменты, когда идет сильное движение. Но комитет «пришел к мнению, что мера будет неэффективна и создаст больше трудностей для клиентов, чем принесет пользы», рассказал собеседник. По его словам, комитет также проголосовал против ограничений возможности поставлять в низколиквидных акциях очень большое количество заявок за короткий срок. По словам одного из собеседников газеты, комитет одобрил четыре направления мер:
- распространить режим дискретного аукциона (действует для бумаг из индекса Мосбиржи) на все акции, обращающиеся на площадке;
- доработать методику противодействия дестабилизации с точки зрения критериев срабатывания и ускорения реакции с учетом «структурных изменений рынка за последний год»;
- сократить возможные ценовые границы (сейчас на уровне 40%);
- увеличить во внеочередном порядке шаг цены по ряду бумаг, если он приводит к наличию каких-либо недобросовестных практик.
Директор департамента рынка акций Московской биржи Борис Блохин рассказал еще об одном направлении работы — расширении аналитического покрытия в сегменте. По его оценке, сейчас низколиквидные бумаги «по понятным причинам не на слуху у широкого круга инвесторов»: «очень сложно найти экспертное мнение» по ним. «Мы намерены работать в этом направлении», — сказал Блохин. По словам Блохина, изменение может претерпеть и сам порядок проведения дискретного аукциона — например, за счет увеличения или сокращения его продолжительности (сейчас — 30 минут). С эмитентами акций в постоянном диалоге обсуждаются «различные варианты устранения дестабилизации», заверил Блохин.
«Идет лечение симптомов, а не причины болезни», — сказала о предложенных мерах главный аналитик «РегБлока» Анна Авакимян. Управляющий директор ИК «Иволга Капитал» Дмитрий Александров считает, что расширение аналитического покрытия — «нереалистичная мера, поскольку его должны обеспечивать аналитики профучастников, у которых нет мотивации», а введение «периода охлаждения» (например, через дискретный аукцион) — хорошая идея. Управляющий директор управления электронных рынков Сбербанка Станислав Портненко полагает, что «стоит более активно освещать результаты борьбы с инсайдерской торговлей и другими неправомерными действиями в финансовой индустрии».
В Центробанке рассказали, что предложили Мосбирже «свое видение», но конечное решение о внедрении каких-либо механизмов принимает сама площадка. Задача регулятора — «предложить эффективные меры и принять участие в обсуждении», отметили в ЦБ. Регулятор в Обзоре рисков финансовых рынков за февраль отмечал, что рост акций третьего эшелона формировался за счет спроса розничных инвесторов при отсутствии каких-либо новостей со стороны эмитентов. В нем же ЦБ сообщил, что совместно с Московской биржей работает над механизмом, который позволит избежать необоснованного завышения цен на низколиквидные активы.
О том, что с начала 2023 года низколиквидные акции за пределами индекса Мосбиржи начали показывать рост на десятки процентов в день без особых причин, ранее писал Forbes. Директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерий Лях тогда пояснил, что резкий рост волатильности в бумагах второго и третьего эшелонов зафиксирован «на фоне доминирования в торгах частных инвесторов». Он отметил, что регулятор исследует все аномальные изменения на предмет манипулирования рынком.