ФРС подняла ставку после краха SVB: как это повлияет на рынки и что будет дальше
Что случилось
Федеральный комитет по открытым рынкам ФРС США в среду поднял диапазон базовой ставки на 0,25 процентного пункта. Регулятор начал свой цикл ужесточения монетарной политики еще в марте прошлого года: тогда впервые с 2018 года ФРС повысила учетную ставку на 25 базисных пунктов. В итоге диапазон ставки ФРС за год вырос с 0–0,25% до 4,75–5% годовых.
Еще две недели назад базовым сценарием для рынков было повышение ставки на мартовском заседании на 50 базисных пунктов. 7 марта председатель ФРС Джером Пауэлл, выступая в Конгрессе, отметил, что инфляционное давление выше, чем предполагал регулятор, и Федрезерв может перейти к ускоренному повышению ставок для борьбы с рисками роста цен.
Однако ситуация кардинально изменилась после краха нескольких банков в США и Европе. Самая крупная потеря последних недель — закрытие 16-го по объему активов банка в США Silicon Valley Bank (SVB). Его падение спровоцировало массовый отток капитала из других региональных банков. В итоге за несколько дней после краха SVB банковский сектор США лишился около $465 млрд капитализации.
Чтобы не допустить «банкопада», финансовые власти США перешли к экстраординарным мерам. ФРС упростила доступ к «дисконтному окну» — стандартному инструменту для поддержки банков. В итоге с момента краха SVB, американские банки, которые испытывали нехватку ликвидности, заняли у регулятора более $300 млрд.
Эти события привели к тому, что одним из вероятных сценариев, которые закладывали рынки, стало сохранение ставки 22 марта. Такую же позицию разделяли крупные банки, такие как Goldman Sachs и Barclays. «Мы думаем, что чиновники ФРС в данный момент отдадут приоритет финансовой стабильности, рассматривая ее как насущную проблему, а высокую инфляцию — как среднесрочную», — указывали экономисты Goldman Sachs в записке клиентам от 12 марта.
Однако крах SVB не сбил ФРС с курса ужесточения монетарной политики, по крайней мере пока. Банковская система США «надежна и устойчива», сказал Пауэлл на пресс-конференции после решения по ставке. Тем не менее председатель ФРС признал, что недавние банковские потрясения «вероятно, приведут к ужесточению условий кредитования для домашних хозяйств и предприятий, что повлияет на американскую экономику». Он уточнил, что чиновники ФРС рассматривали возможность сохранения ставки, но в итоге приняли другое решение, так как инфляционное давление все еще на высоком уровне.
The Wall Street Journal обратила внимание на то, что ФРС несколько смягчила риторику в отношении денежно-кредитной политики США. Если в предыдущих заявлениях после заседания по ставке регулятор отмечал уместность «продолжения повышения ставки», то в последнем релизе ФРС указала, что уместно «некоторое дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики».
Также Пауэлл подчеркнул, что чиновники ФРС не ожидают снижения ставок в этом году. На конец года политики ФРС заложили ставку 5,1% — прогноз не изменился с декабря прошлого года.
Что будет дальше
Впервые за весь цикл повышения ставок следующий шаг ФРС остается под вопросом, пишет Reuters. Издание отмечает, что крах SVB и Signature Bank могут изменить поведение регулятора. Марк Сумерлин, бывший экономический советник президента Джорджа Буша-младшего, отметил, что смягчение риторики ФРС в отношении кредитно-монетарной политики, возможно, свидетельствует о том, что мартовское повышение ставки было последним. Теперь, по данным CME Group, рынок в качестве основного сценария (вероятность 65%) закладывают паузу в повышении ставки на следующем заседании 3 мая.
«Если следовать прогнозу по уровню ставки от ФРС на конец этого года (5,1%), нас наверняка ждет еще одно повышение на 25 базисных пунктов», — считает аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов. По его мнению, логичнее сделать это именно на следующем заседании. «Однако итоговое решение ФРС в мае будет зависеть от данных по инфляции за март и состояния банковской системы США ко времени заседания», — подчеркнул он.
«Если индексы инфляции и показатели рынка труда в течение нескольких месяцев будут демонстрировать динамику лучше прогнозов, то это может стимулировать регулятора начать цикл смягчения ставок ранее, чем изначально планировалось», — допускает стратег по фондовым рынкам Freedom Finance Global Михаил Степанян. Другая переменная, которая может существенно повлиять на политику ФРС, это состояние банковского сектора.
Что это означает
Эффект от ужесточения денежно-кредитной политики только начинает сказываться на мировой экономике, предупреждает колумнист Bloomberg Джонатан Левин. «Никто не должен утешаться потенциальным окончанием цикла повышения ставок. Даже если ФРС больше не будет повышать ставку в этом году, снижаться ставка в ближайшее время точно не начнет из-за сохраняющейся проблемы высокой инфляцией. А между тем очередной виток проблем в экономике только начинает назревать», — рассуждает он.
Период высокой инфляции может оказаться долгим, а значит, цена реальных активов, стоимость которых не привязана к экономической ситуации (в частности, золота), может продолжить расти, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. «Для рынков акций, как ни странно, повышение ставки также позитивно: компании, владеющие реальными активами, продолжат дорожать, а в ситуации отрицательных реальных ставок на рынке многие сектора продолжат получать прибыль», — считает эксперт. Тем не менее давление на банковский сектор сохранится, поскольку рост ставок может уменьшить стоимость активов, спрогнозировал он.
После заседания ФРС, индекс S&P 500 в моменте падал почти на 3%, однако к 17:00 (мск) 23 марта фактически отыграл это падение. «Мы полагаем, что давление на фондовые индексы будет краткосрочным, так как с февраля индекс широкого рынка уже продемонстрировал заметную коррекцию», — считает Михаил Степанян. Кроме того, повышение ставки можно интерпретировать как уверенность в устойчивости финансовой системы, сказал эксперт.
Индекс доллара, который отражает его стоимость по сравнению с другими ведущими валютами, после заседания по ставке в моменте падал более чем на 1%. «Голубиная» риторика ФРС приведет к еще большему снижению доллара в ближайшее время», — отмечают аналитики Wells Fargo в исследовательской записке.