Акции «Ростелекома» выросли на слухах о покупке «Мегафона»: что советуют аналитики
Что случилось
«Ростелеком» ведет переговоры с USM Group, которой принадлежит «Мегафон», о покупке сотового оператора, сообщил 30 января «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По данным издания, вопрос о покупке «Мегафона» поступил на согласование в правительство в конце 2022 года. В то же время активом интересуются и другие потенциальные покупатели, в том числе и непрофильные.
Рынок встретил новость о возможной сделке между «Ростелекомом» и «Мегафоном» позитивно: на старте торгов обыкновенные акции государственного оператора связи выросли почти на 10%. Однако затем рост замедлился: на 16:00 по мск обыкновенные акции дорожали на 3,57%, привилегированные — на 2,27%. Объем торгов бумагами «Ростелекома» при этом значительно вырос по сравнению с пятницей, 27 января: по обыкновенным акциям — почти в 30 раз, по привилегированным — более чем в 10 раз.
Что это значит
Речь идет о слиянии двух сравнимых по размеру компаний. Сейчас отчетность недоступна, но, по данным на 2021 год, выручка «Мегафона» составляла около 60% выручки «Ростелекома», а его скорректированная EBITDA — около 70%.
«Ростелеком» с 2020 года владеет другим оператором сотовой связи из «большой четверки» — Тele2. Если в состав государственной компании войдет еще и «Мегафон», то «Ростелеком» станет лидером рынка мобильной связи в России, говорит старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Мария Суханова. Тогда на нового игрока будет приходиться около 45% выручки сектора против 33% у МТС. Сделка также будет означать интеграцию частотного диапазона и сетей, что важно в условиях, когда замена телекоммуникационного оборудования стала затруднительной из-за санкций.
Таким образом, купив бумаги «Ростелекома» сейчас инвесторы могут оказаться владельцами крупнейшего оператора связи в России, но это рискованная инвестиция. Во-первых, не факт, что сделка состоится. В частности, ее может заблокировать ФАС, так как она может существенно ограничить конкуренцию на рынке, допускает партнер Capital Lab Евгений Шатов. Во-вторых, на конец 2021 года запас денежных средств у «Ростелекома» составлял 49,5 млрд рублей, притом что «Мегафон» аналитики оценивают в районе 600 млрд рублей. «Такое приобретение может стоить «Ростелекому» дивидендов», — говорит директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. И это еще не все: по мнению Асатурова, у «Ростелекома» может существенно вырасти долговая нагрузка, если он будет платить за акциями деньгами, либо доля миноритариев будет сильно размыта, если для сделки госкомпания будет проводить допэмиссию акций.
Контекст
Главный вопрос этой истории: будет сделка или нет. В пользу того, что она будет, говорит тот факт, что USM Group Алишера Усманова в последние два года выходит из технологических активов. В декабре 2021 года компания продала свою долю в VK «СОГАЗу», а в марте избавилась от IT-группы «ИКС Холдинг», 100% в которой получил ее основатель Антон Черепенников. С началом «спецоперации»* на Украине Усманов попал под санкции США, ЕС и Великобритании. В апелляционной жалобе в Европейский суд общей юрисдикции на включение в санкционный список Усманов указывал, что санкции против него могут привести к рискам для некоторых дочерних компаний USM, в том числе к банкротству «Мегафона».
Без подтверждения сделки и ее параметров спекулятивный рост акций «Ростелекома» не будет долгим, говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. «Потенциально, купив акции «Ростелекома» сейчас подешевле, инвестор может стать владельцем более дорогих акций объединенной компании в будущем. Однако это очень спекулятивно, так как неизвестно никаких подробностей сделки и того, будет ли она вообще. Когда «Ростелеком» приобретал Tele2, мы, как и другие аналитики, рассчитывали, что объединенная компания будет оценена значительно дороже, чем сейчас», — говорит он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.