К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Путь самурая: почему легендарный инвестор Масаеси Сон верит в рост во время кризиса

Основатель фонда SoftBank Масаеси Сон (Фото Toru Hanai / Reuters)
Основатель фонда SoftBank Масаеси Сон (Фото Toru Hanai / Reuters)
Основатель фонда SoftBank Масаеси Сон вкладывал сотни миллионов долларов в стартапы без четкого бизнес-плана и прибыли, за что его прозвали «технологическим провидцем». Однако компании стали проваливаться, а SoftBank — нести миллиардные убытки. Forbes USA рассказывает, почему несмотря на сообщения о проблемах фонда, которые появляются все чаще, и надвигающийся экономический кризис Сон все еще верит в рост

Несмотря на надвигающийся экономический шторм, SoftBank по-прежнему ожидает, что его портфельные компании добьются успеха, если сосредоточатся на продукте и росте.

Такой месседж японский конгломерат Масаеси Сона адресует своим стартапам, несмотря на то, что за прошлый отчетный год убытки SoftBank составили невероятные $27 млрд, инфляция растет, «спецоперация»* России на Украине уничтожает ресурсы, а процентные ставки стремятся ввысь. Forbes связался примерно с половиной портфельных компаний Vision Fund, фонда SoftBank, и выяснил, как крупнейший IТ-инвестор рекомендовал основателям справляться с кризисом, который уже уменьшил на миллиарды оценки публичных и непубличных технологических компаний.

«Неважно, что мы находимся на медвежьем рынке, они все еще считают, что главное — это рост и продукт, и с точки зрения основателя это здорово», — говорит Хуан Урдиалес, CEO испанской кадровой платформы Jobandtalent. В марте 2021 года платформа привлекла $120 млн по итогам раунда, который возглавил SoftBank.

 

Урдиалес не одинок. Forbes побеседовал с 20 другими основателями из пула в 300 стартапов по всему миру, в которые инвестировали первый и второй фонды Vision Fund с активами на $140 млн. Некоторые основатели, как, например, Кевин Госсчок из Arkose Labs, компании-производителя Captcha, рассказывают, что им было сказано, что «фокус» и «бережливый» рост — это приоритеты в экономике, которая проседает под давлением растущих процентных ставок и бесконтрольной инфляции.

Когда в 2022-м на горизонте появились первые признаки медвежьего рынка, SoftBank резко сократил объемы финансирования, хотя в прошлом году заключил рекордные 183 сделки. После 24 февраля было сделано всего 32 вложения, причем основатель SoftBank Масаёси Сон сообщил инвесторам, что собирается уменьшить число таких сделок на 50-75%.

 

Этому шагу предшествовало изменение стратегии Vision Fund, крупнейшего в мире IТ-инвестора. Лондонская команда отказалась от миллиардных вложений в компании вроде Uber и WeWork, которые совершал Vision Fund 1, в пользу более традиционных венчурных инвестиций, размер которых может не превышать $10 млн, что позволяет распределять риски по разным отраслям и странам. «Реальность такова, что если вы хотите по-прежнему инвестировать несколько миллиардов в год, очень сложно концентрироваться на нескольких позициях и находить компании, которые готовы это переварить», — говорит Янни Пипилис, управляющий партнер SoftBank Vision Fund в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.

По словам Пипилиса, как миноритарный инвестор многих компаний Vision Fund 2, SoftBank играл менее значимую роль в переговорах по поводу будущего стартапа. «Наши обсуждения чаще происходят на уровне совета директоров и носят скорее рекомендательный характер, мы не говорим основателям, что им делать, — продолжает он. — Универсального подхода нет, но, конечно, в подобной среде мы обращаем внимание на то, как вы тратите деньги, нанимаете сотрудников, планируете маркетинговые кампании, и решаем, можем ли мы на это повлиять, чтобы у вас потенциально было больше пространства для маневра».

Как и многие его конкуренты в Кремниевой долине, SoftBank за последние полтора года переключился на европейские стартапы после того, как в США резко выросли оценки компаний и запросы основателей. SoftBank почти в два раза увеличил объемы капитала, выделенного на европейские стартапы — до 25% во втором фонде, тогда как в Vision Fund 1 преобладали крупные американские и азиатские компании.

 

Тем не менее скорость и масштабы инвестиций SoftBank в самых разнообразных направлениях иногда приводит к накладкам и путанице. В апреле 2021 года, с разницей в несколько дней, две отдельные команды Vision Fund инвестировали более $3 млрд в два норвежских стартапа с конкурирующими технологиями в области складской роботехники. Скоро их подопечные могут столкнуться лбами, поскольку продуктовый интернет-магазин Oda выходит на немецкий рынок, а Autostore хочет поставлять свою технологию немецким розничным сетям.

Некоторые из конкурентов SoftBank действуют осторожнее. В прошлом месяце Sequoia Capital в обращении к основателям портфельных компаний озвучила мрачное предсказание о том, что проблемным стартапам «на дешевый капитал надеяться не стоит». Tiger Global, конкурент SoftBank, который также придерживается стратегии, которую критики метко окрестили «разбрасывай деньги и молись» и инвестирует в стартапы на поздних стадиях тоже столкнулся с большими сложностями и понес в общей сложности $17 млрд убытков. 

В мае Tiger инвестировала в 33 компании, тогда как в январе, по данным Pitchbook, вкладывалась в 50. Однако, несмотря на надвигающийся кризис, инвесторы Tiger, по-видимому, спокойны и в марте привлекли $12,7 млрд в новый фонд роста. Сообщается, что фирма ведет переговоры о создании еще одного фонда, который сфокусируется на непубличных рынках.

SoftBank спустился с небес на землю с тех пор, как в прошлом году побил рекорд по корпоративной прибыли благодаря листингу южнокорейского онлайн-магазина Coupang и огромным на тот момент оценкам компаний из портфеля Vision Fund. Эти показатели были достигнуты до того, как процентные ставки начали расти, фондовые рынки просели, а оценки публичных и непубличных компаний упали из-за страха рецессии. Тем временем знаменитые фирмы с инвестициями Softbank, такие как  Alibaba и приложение для вызова такси Didi, стали жертвами ужесточения регулирования IТ-отрасли в Китае. Акции самого SoftBank за последний год упали на 36%. Кроме того, компании приходится справляться с огромным корпоративным долгом в $140 млрд — одним из крупнейших в мире — и увольнениями ряда высокопоставленных руководителей.

А недавно некоторые из крупнейших вложений SoftBank через Vision Fund 2 стали демонстрировать тревожные симптомы. В прошлом месяце Klarna, самый дорогостоящий европейский стартап, уволил десятую часть сотрудников и снизил прогнозы, сообщив об убытках почти в $500 млн за прошлый год. GoPuff, приложение для моментальной доставки с оценкой в $15 млрд, закрывает более дюжины складов и в мае уволило 400 работников. А View, производитель умных окон, который получил от SoftBank $1 млрд и вышел на биржу с помощью SPAC, рискует быть исключенным с торгов на Nasdaq и торгуется с дисконтом 81% к прошлогодней рекордной цене. 

 

По словам Амира Анварзаде, сингапурского аналитика Asymmetric Advisors, который рекомендует занимать короткие позиции по SoftBank, звездный проект SoftBank, Alibaba, теперь торгуется с дисконтом 50% к прошлогодней цене. «За последние несколько лет превращение SoftBank в венчурную фирму оказалось катастрофой», — говорит Анварзаде.

SoftBank уже оказывался в такой ситуации. Масаеси Сон был одним из самых успешных игроков IТ-рынка 1990-х годов, незадолго до краха доткомов, благодаря крупным ставкам на Yahoo и E-Trade. Однако из-за последовавшей распродажи SoftBank потерял 99% своей рыночной капитализации, а личное состояние Сона резко сократилось. Сон превратил SoftBank в ведущего телеком-оператора, но недавно компания снова оказалась на грани катастрофы из-за вложений в провальные стартапы вроде WireCard, Greensill Capital и Katerra. История WeWork нанесла особенно тяжелый удар по финансам и репутации SoftBank и Сона.

Основатели, с которыми побеседовал Forbes, говорят, SoftBank не станет спасать тонущий стартап. SoftBank провел десятки раундов финансирования для убыточных стартапов, но теперь настаивает на том, чтобы следующие раунды проводил другой инвестор. «Несколько лет назад мы намеренно выбрали стратегию, согласно которой раунды возглавляют другие, а мы готовы участвовать в раундах и поддерживать их», — говорит Энтони Доу, партнер SoftBank Investment Advisers.

«Основателю никогда не следует рассчитывать на постоянную финансовую поддержку от инвесторов, — говорит Роб ван ден Хевель, CEO голландского логистического стартапа Sendcloud, который в сентябре привлек $175 млн в раунде, который возглавил SoftBank. — Дела у нас идут хорошо, и пару недель назад они подтвердили поддержку со своей стороны… Я бы понял, если бы они не стали поддерживать компании, у которых начались проблемы».

 

Однако похоже, что эти факторы пока не поколебали уверенность портфельных компаний — по крайней мере, на первый взгляд. Урдиалес говорит, что другие основатели предупреждали его, что степень участия SoftBank в публичных рынках определит, станет ли фирма долгосрочным инвестором. «Мы видели много инвесторов, на которых оказали огромное влияние рыночные тренды, — говорит Урдиалес. — Вам не нужен инвестор, который каждый квартал меняет свою позицию».

Перевод Натальи Балабанцевой

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+