ЦБ обсуждает разделение рынка акций на офшорный и оншорный
ЦБ обсуждает возможность создания двух рынков акций — оншорного для резидентов и офшорного для нерезидентов. Об этом Forbes рассказали трое финансистов. По словам одного из собеседников Forbes, это нужно для того, чтобы предотвратить панику среди российских инвесторов после открытия бирж, когда иностранные держатели бумаг российских эмитентов будут массово выходить из активов. По словам второго источника Forbes, для реализации этого механизма будут использоваться счета типа C, на которые будут зачисляться бумаги нерезидентов. При этом к нерезидентам, по словам источника, будут относиться и все иностранные «дочки» российских брокеров.
Еще один собеседник Forbes, знакомый с обсуждением, говорит, что решение о том, признавать ли «дочки» российских брокеров резидентами или нерезидентам, еще не принято. Они могут быть признаны как теми, так и другими, говорит он.
«Это мера сейчас обсуждается и, вероятно, будет реализована», — сказал Forbes президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. Он считает, что разделять рынок плохо, но в условиях ограничения операций между резидентами и нерезидентами другого выхода нет. «Если рынок будет открыт прямо сейчас, то, скорее всего, он откроется без нерезидентов вообще. Так что у рынка выбор — вовсе оставить нерезидентов без торговли либо дать им возможность торговать в отдельном «стакане». В любом случае решение этой задачи не должно задерживать открытие рынка для резидентов. Когда рынок почувствует себя увереннее, меры валютного контроля могут быть сняты и отпадет необходимость в разделении рынка», — подчеркнул Тимофеев.
«Они фактически создадут лягушатник для российских инвесторов, который будет отрезан от бушующего моря настоящего рынка, где будут торговать иностранные инвесторы. Это очень сильно напоминает так называемую Forex-кухню, на которой котировки формируются неизвестно как, их придумывает дилер без привязки к настоящему рынку», — говорит финансовый советник Наталья Смирнова. Кто будет водиться в этой заводи, кто будет давать ликвидность и поддерживать котировки, неизвестно, продолжает она, определяя ситуацию как «искусственная кома». По ее мнению, это означает отсутствие иностранных акций как класса, так как их сложно представить на таком рынке.
«С другой стороны, это лучше, чем рынок вообще не откроется, так как в этом случае останутся только вклады и недвижимость, и мы вернемся в 1990-е, причем в первую их половину», — резюмирует Смирнова.
Исполнительный директор УК «ФинЭкс Плюс» Владимир Крейндель не так пессимистичен. «Это вынужденная мера, на которую идут из-за того, что рынки разорваны и нет возможности функционировать в привычном «старом» режиме, учитывая, что рынок делится на полностью локальные бумаги и АДР, эмитентами которых являются российские компании, зарегистрированные за рубежом. Временная фрагментация рынка не столько план, сколько неизбежность, впрочем, работающий рынок с уменьшенным количеством эмитентов в любом случае лучше, чем «замороженный» рынок», — говорит он. Крейндель считает, что для распределения капитала и высвобождения ликвидности это может оказаться позитивным результатом. Он также заключил, что до единого рынка пока далеко.
Forbes направил запросы в Банк России. Московская биржа отказалась от комментариев.
Торги на российском фондовом рынке не проводятся уже три недели. По решению ЦБ Мосбиржа 28 февраля приостановила торговлю ценными бумагами. Перед этим рынок пережил обвал: 24 февраля, после объявления о «спецоперации»* России на Украине индекс Мосбиржи потерял примерно треть. Бумаги крупнейших по капитализации компаний по ходу дня теряли десятки процентов. 25 февраля рынок частично отыграл потери — индекс Мосбиржи прибавил 20%, однако на фоне повышенной волатильности в понедельник, 28 февраля, ЦБ предписал не возобновлять торги. Сейчас на Мосбирже можно торговать только на валютном и денежном рынках и на рынке репо. При этом инвестиционные дома регулярно выпускают обзоры, что делать инвестору, когда откроется рынок.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.