Что случилось
Российский поставщик IT-решений Softline (Softline Holding PLC) собирается выкупить у инвесторов до 10% акций компании (18 369 283 глобальные депозитарные расписки) по цене $1 за бумагу. Предложение о покупке открыто с четверга, 14 апреля, и истекает 18 мая. Выкупленные акции будут переданы в трастовый фонд Softline для выплат сотрудникам и использованы для финансирования их премий.
Что это значит?
Решение о выкупе вызвано резким снижением ликвидности акций Softline «в текущих нестабильных рыночных условиях», объясняет компания. «Геополитическая неопределенность, растущее инфляционное давление и проблемы в цепочке поставок полупроводников привели к значительному снижению цены ГДР Softline, котирующихся на бирже, в последние недели, с цены IPO $7,5 до $1,22», — указывает Softline.
В Softline подчеркнули, что, по мнению руководства компании и «внешних аналитиков», нынешняя цена акций не отражает «истинную стоимость и глобальный потенциал» компании. Выкуп акций позволит владельцам бумаг компании «выйти из своих инвестиций, учитывая низкую ликвидность и объемы торгов ГДР Softline в текущих нестабильных рыночных условиях».
В четверг торги бумагами Softline в Лондоне закрылись на уровне $1,22 за бумагу — таким образом, компания хочет выкупить бумаги с дисконтом 18% к цене на Лондонской бирже. В последние недели бумаги там, несмотря на то что торги ими не были остановлены, как почти у всех российских компаний, показывают очень слабую ликвидность — среднедневной объем сделок с 1 апреля, по данным терминала Bloomberg, составляет всего $335. На Московской бирже, где расписки Softline торгуются за рубли, ликвидность за этот период гораздо выше — более $190 000. На закрытие торгов четверга в Москве бумаги Softline торгуются по 248,8 рубля (то есть за $3,1).
Компания подстраивается под текущие условия и каким-либо образом пытается создать ситуацию win-win, в которой инвесторы хотя бы через оферту смогут выйти из акции, торговля которой на Лондонской бирже почти остановилась, а сама компания сможет выкупить бумаги подешевле, считает директор инвестиционного блока «Системы Капитал» Константин Асатуров.
У Softline относительно низкая ликвидность на Лондонской бирже с самого начала размещения, а после 24 февраля ситуация только усугубилась для всех компаний с российскими корнями, торгуемых за рубежом, считает аналитик по рынку акций ITI Capital Станислав Юдин. В этой связи с помощью выкупа компания фактически предоставляет дополнительное «плечо ликвидности» своим «лондонским» инвесторам, тем, которые не готовы ждать улучшения геополитической ситуации, добавил он.
Детали
Госдума 6 апреля приняла закон о делистинге расписок российских компаний с иностранных бирж. «Инвесторы этих компаний могут рассчитывать на обмен расписок на российские акции, но Softline зарегистрирована на Кипре и под действие закона не попадает», — отмечает Асатуров. Соответственно, в случае делистинга, например, глобальные депозитарные расписки «Газпрома» будут обменены на российские акции компании, а с Softline сейчас такого произойти не может.
Softline провела IPO на Лондонской фондовой бирже в октябре 2021 года. Компании удалось привлечь $400 млн, а весь бизнес оценили в $1,5 млрд. После размещения основатель Softline Игорь Боровиков стал кандидатом в рейтинг Forbes 200 богатейших бизнесменов России, а его состояние оценивалось в $760 млн. Боровиков — основной владелец Softline, его структуре Softline Group Inc. принадлежит 55% IT-компании. Среди крупнейших миноритариев, по данным терминала Bloomberg, шведский Swedbank AB (2,2%), норвежский Norges Bank (1,9%), люксембургская East Capital Asset Management (0,86%).
Инвестору
Более 45% оборота Softline получает за пределами России, а активная M&A-деятельность на развивающихся рынках позволит еще больше нарастить долю нероссийского бизнеса, указывается в обзоре «ВТБ Мои Инвестиции». Это, по их мнению, поможет частично нивелировать сокращение доходов в России из-за приостановки деятельности иностранных IT-провайдеров. «Учитывая эти факторы, мы считаем условия предложения непривлекательными для инвесторов», — заключают аналитики «ВТБ Мои Инвестиции»: дисконт к цене на Мосбирже — почти 70%. «Западные инвесторы действительно могут принести бумаги на оферту. К тому же в Лондоне расписки компании стоят лишь немного дороже $1. Очевидно, что локальным инвесторам смысла участвовать в этой истории нет», — уверен главный аналитик «Открытие Инвестиции» по российскому рынку акций Алексей Павлов.
«Надежда на разморозку политических и экономических отношений все еще есть, и стоимость акций даже в Лондоне может вырасти. Также вполне возможна редомициляция (перерегистрация компании в другой стране с сохранением организационно-правовой формы. — Forbes) Softline из Кипра в Россию, благодаря чему ГДР компании могут быть обменены на акции», — рассуждает Асатуров. Но эксперт предупреждает, что нужно понимать все риски для оставшейся 20% стоимости — цена может упасть еще ниже, потому что частные инвесторы перестанут цепляться за токсичную бумагу, а фонды постараются любыми способами выйти из нее, следуя за собственной регуляторикой или обновленными бенчмарками —например, биржевыми индексами.
Некоторые иностранные институциональные инвесторы уже говорили о том, что будут продолжать сокращать портфели российских активов, поэтому какая-то доля частных инвесторов под давлением геополитической конъюнктуры захочет выйти из бумаги, говорит Юдин. По его мнению, помимо предоставления канала дополнительной ликвидности держателям ГДР, главная ценность будет создана для тех инвесторов, которые останутся в бумаге. «В случае аннулирования выкупленных акций стоимость бизнеса, дивиденды будущих периодов распределялись бы уже среди меньшего количества бумаг», — считает Юдин.