Сбербанк 12 апреля перевел иностранные ценные бумаги своих брокерских клиентов «другим профессиональным участникам рынка ценных бумаг, не включенным в санкционные списки иностранных государств», сообщили корреспонденту Forbes в кол-центре банка. Оператор уточнил, что до 26 апреля банк направит на электронную почту клиентов отчет, который будет содержать реквизиты конкретного юридического лица, куда были переведены бумаги, а также перечень и количество переданных иностранных бумаг. При этом оператор кол-центра не уточнил, куда именно перевели иностранные бумаги клиентов. Опрошенные Forbes клиенты брокера «Сбера», на балансах которых есть иностранные бумаги, уведомлений о переводе другому брокеру не получали, изменений в личных кабинетах они не видят. Forbes отправил запрос в Сбербанк.
Днем ранее, 12 апреля, клиенты брокера Сбербанка получали сообщения, в которых указывалось, что «в связи с предписанием Банка России» с 13 апреля торговые операции на валютном рынке «будут ограничены на 6 месяцев». В сообщении указывалось, что клиент может продать валюту 12 апреля в режиме TOD (при котором валюта зачисляется на счет в день купли/продажи. — Forbes), а также прилагалась инструкция, как вывести валюту на банковский счет. В Сбербанке подтвердили, что у клиентов брокерского обслуживания с 13 апреля будет временно ограничена возможность покупки валюты в приложении «СберИнвестор». «Данные предписания никак не касаются клиентов — физических лиц, которые по-прежнему могут покупать валюту безналично через «Сбербанк Онлайн» без ограничений», — уточнила пресс-служба «Сбера».
6 апреля Сбербанк и его дочерние структуры попали под блокирующие санкции США, в список SDN, specially designated nationals, согласно которому американским физлицам и компаниям запрещено вести бизнес с его фигурантами. В SDN-списке также оказались инвестиционные «дочки» Сбербанка — «Сбербанк Капитал», «Сбербанк CIB» и «Сбербанк Инвестиции». Это означает, что клиенты брокера не смогут совершать сделки с иностранными ценными бумагами и валютой, а также получать дивиденды и купоны по бумагам иностранных эмитентов. К ценным бумагам иностранных компаний также относятся бумаги российских компаний, выпущенные и зарегистрированные за пределами России, например «Яндекса», «Тинькофф» и Polymetal.
7 апреля Сбербанк сообщил клиентам с иностранными бумагами на брокерских счетах, что из-за новых санкций «принял решение перевести иностранные ценные бумаги клиентов в другой депозитарий, не включенный в санкционный список», до 13 апреля. Именно до этого времени, согласно предписанию Минфина США, американские граждане и компании должны завершить все транзакции и отношения со Сбербанком и его «дочками». «Банк принял решение перевести иностранные ценные бумаги клиентов в другой депозитарий, не включенный в санкционный список. Мы пошли на этот шаг, чтобы вы сохранили возможность распоряжаться своими активами без ограничений», — говорилось в сообщении «Сбера».
В тот же день, 7 апреля, Frank Media со ссылкой на источники сообщило, что брокерами, куда переведут иностранные бумаги клиентов «Сбера», станут БКС и «Атон». Но сначала эти планы опровергли в БКС, написав 8 апреля в своем Telegram-канале, что «не участвуют в переводе активов клиентов, имеющих брокерские счета в Сбербанке или его компаниях». Затем 10 апреля «Атон» заявил, что «не участвует в переводе активов клиентов Сбербанка, а также других банков, брокерских и управляющих компаний». При этом из Telegram-канала «СберИнвестиций» исчезло сообщение о переводе иностранных активов клиентов «в другой депозитарий, не включенный в санкционный список», а на сайте банка владельцам иностранных бумаг по адресу, где раньше говорилось о переводе активов другому брокеру, теперь предлагается обратиться к клиентскому менеджеру.
Ранее переводить иностранные активы клиентов другим брокерам уже пришлось ВТБ и «Открытию». ВТБ переводил бумаги в брокерские подразделения Альфа-банка и Россельхозбанка, а «Открытие» — небольшому воронежскому брокеру «Инвестиционная палата». Причем банки начали заранее уведомлять клиентов о переводе активов и указывали брокеров, которым будет осуществлен перевод (у ВТБ и «Открытие» на перевод был месяц, у «Сбера» — неделя).
Альфа-банк 6 апреля также попал под блокирующие санкции США, и теперь брокер банка намерен до 6 мая (дедлайн, установленный Минфином США для прекращения операций с банком и его структурами) перевести брокерские счета клиентов, причем не только с иностранными бумагами. О том, кому будут переведены бумаги, банк пока не сообщает. 1 апреля банк и его сотрудники учредили компанию «А-инвестиции», которая, под данным ЕГРЮЛ, займется брокерской деятельностью. Банку в новой структуре принадлежит 34%, а руководителю брокерского бизнеса Альфа-банка Илье Васильеву и руководителю дирекции брокерских операций банка Сергею Рыбакову — по 33%.
Брокеры могут не стремиться афишировать обмен клиентами из-за опасений санкций, поскольку «на рынке ходит мнение о том, что с крупными банками Запад закончил и следующая волна санкций захлестнет частные и не такие крупные компании, а массовый анонсированный переход клиентов от одного брокера к другому вполне может рассматриваться как обход санкций», говорит Forbes один из участников брокерского рынка. «Санкции на Альфа-банк, скорее всего, не связаны с тем, что брокерское подразделение банка приняло часть клиентов с ВТБ, но, во-первых, точно этого никто не знает, а во-вторых, никто не хочет оказаться на месте «Альфы» и удвоить себе работу — сначала тратить силы на приход брокеров, а потом, при негативном сценарии, — на их перевод», — объяснил собеседник. «С другой стороны, страх брокеров присутствует только в публичной плоскости, а за кулисами никто не хочет отказываться от таких легких клиентов, поэтому подсанкционные и принимающие брокеры будут искать пути максимально тихо и аккуратно сделать раздачу клиентов», — предполагает он.