К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Брокер ВТБ не перевел счета части клиентов с иностранными активами

Центральный офис банка ВТБ в Москве. (Фото Артема Геодакяна / ТАСС)
Центральный офис банка ВТБ в Москве. (Фото Артема Геодакяна / ТАСС)
После введения санкций США ВТБ пришлось переводить клиентов, на счетах которых были иностранные акции, другим брокерам. Однако не у всех клиентов такой перевод прошел гладко — у некоторых индивидуальные инвестиционные счета с иностранными акциями по неизвестным причинам «застряли» у подсанкционного брокера

Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) части клиентов ВТБ на брокерском обслуживании, на которых были иностранные ценные бумаги, не были переведены другим брокерам, рассказали Forbes несколько клиентов ВТБ. 

Из-за введенных в конце февраля против ВТБ, «Открытия» и Совкомбанка американских блокирующих санкций брокерские подразделения этих банков лишились возможности совершать транзакции в долларах и любые сделки с иностранными контрагентами. В результате для клиентов брокеров торговля иностранными бумагами стала невозможной (речь идет о бумагах иностранных компаний, а также о бумагах российских компаний, зарегистрированных за рубежом: например, «Яндекса», «Тинькофф», X5 Group и т. д.).

В связи с этим в марте брокеры «ВТБ Мои Инвестиции» и «Открытие Инвестиции» начали уведомлять клиентов о переводе их иностранных бумаг на счета у других брокеров. ВТБ переводил клиентов на обслуживание в брокерские подразделения Альфа-банка и Россельхозбанка. При этом клиенты могли отказаться от перевода, однако бумаги в этом случае могли быть заморожены на неопределенный срок иностранным депозитарием, предупреждал клиентов «ВТБ Мои Инвестиции», и тогда клиенту может понадобиться «самостоятельно обратиться в Управление по контролю за иностранными активами Минфина США, чтобы разблокировать ценные бумаги и перевести их другому брокеру». В случае если иностранные бумаги находились на ИИС, то к другому брокеру переводился весь портфель, включая российские активы. Как писал «Коммерсантъ», от ВТБ в Альфа-банк в марте на брокерское обслуживание перешли около 300 000 человек.

 

Неудавшийся перевод

По словам одного из клиентов ВТБ, 18 марта банк сообщил ему, что намерен перевести его иностранные ценные бумаги в Альфа-банк. В сообщении банка (копия есть у Forbes) указано, что ВТБ переведет активы клиента и договор на брокерское обслуживание до 30 марта. Однако в сообщении отсутствовала информация о переводе ИИС, на котором у клиента были иностранные ценные бумаги. Забеспокоившись, клиент позвонил в техническую поддержку ВТБ. «В поддержке заверили, что беспокоиться не о чем, все счета с иностранными активами будут переданы другим брокерам. Ни персональных данных, ни номера счета у меня не уточнили — сказали, что смысла нет, так как перевод массовый», — вспоминает клиент. 

21 марта банк снова прислал сообщение клиенту, в котором уведомлял о переводе брокерского счета и счета депо в Альфа-банк. «Это делается в целях обеспечения сохранности Ваших активов в связи с наложенными на ВТБ санкциями. По завершении передачи (ориентировочно до 25 марта) Вы получите инструкцию от Альфа-банка по доступу к вышеуказанным счетам», — указывал ВТБ в сообщении. Однако о счете ИИС снова не упоминалось. Тогда клиент начал ежедневно звонить в техническую поддержку банка по горячей линии. Он просил сотрудников банка проверить, инициирован ли перевод его ИИС, и всегда получал утвердительный ответ. 

 

Когда 30 марта выяснилось, что ИИС клиента все еще не переведен, сотрудники технической поддержки стали отвечать по-другому, вспоминает клиент. Некоторые сообщали о том, что счет клиента все равно будет переведен к другому брокеру, другие — что проблема во внутренней политике Альфа-банка. В чем именно состояла проблема, ни в техподдержке, ни в отделении ВТБ клиенту не рассказали. Он отмечает, что у него на счету не было открыто маржинальных позиций или позиций на срочном рынке. 

Аналогичные истории рассказали еще два клиента ВТБ: на протяжении марта банк обещал, что их ИИС будут переведены сторонним брокерам, однако этого не произошло. После 30 марта ВТБ не давал ответов, почему так случилось и будут ли счета переведены, рассказывают клиенты. 

Клиенты, оказавшиеся в аналогичной ситуации, начали писать жалобы на порталах vc.ru и banki.ru. Они также создали группу пострадавших клиентов в Telegram, на 8 апреля в ней было более 1400 участников. 

 

По словам представителя ВТБ, перевод части ИИС клиентов оказался невозможным «по причинам, связанным с внутренними регламентирующими документами сторонних брокеров». Что именно за причины, в банке не ответили. В пресс-службе также отмечают, что все активы клиентов находятся в сохранности в депозитарии российской юрисдикции, и сейчас банк  ищет решение, чтобы клиенты могли распоряжаться своими активами без необходимости закрытия ИИС и вывода отдельных бумаг.

«Мы всегда готовы помочь клиентам сохранить их иностранные ценные бумаги, чтобы они могли торговать ими на биржах. Мы не единственный брокер, который готов сейчас поддержать клиентов», — сообщил представитель Альфа-банка в ответ на вопрос Forbes о том, с чем связаны проблемы с переводом брокерских счетов из ВТБ. Россельхозбанк не ответил на запрос Forbes.  

Что такое ИИС

Индивидуальный инвестиционный счет — это специальный счет для торговли на бирже с льготным налоговым режимом. Клиенты могут открыть такой счет у любого брокера и пополнять его. ИИС типа А позволяет получить вычет по НФДЛ в размере 13% от суммы, внесенной на счет. При этом максимальная сумма, с которой можно получить вычет, — 400 000 рублей, то есть максимальный вычет составит 52 000 рублей в год (разумеется, если сам клиент за год уплатил не меньше налогов). При этом деньги на счете нужно держать не менее трех лет, иначе при досрочном снятии денег и закрытии счета право на налоговый вычет теряется. При переводе ИИС к другому брокеру право на вычет остается, однако на процедуру перевода должно уйти не более 30 дней. ИИС типа Б позволяет не платить 13-процентный налог с дохода от инвестиций, при этом вычет можно получить только при закрытии счета и не раньше чем через три года после открытия.

Если налоговая отказала налогоплательщику в праве на получение инвестиционного налогового вычета, и причиной отказа послужили действия третьих лиц, в частности банка, обратиться в суд с регрессным иском возможно, говорит ведущий юрист налоговой практики Amulex.ru Ирина Бычкова. Однако у такого спора не самые удачные для клиентов банка перспективы, предупреждает она.

Новые брокерские рокировки

6 апреля Альфа-банк сам попал под блокирующие санкции США. В связи с этим банк сообщил, что переведет все брокерские счета и ИИС клиентов «Альфа-Инвестиций» новому брокеру  до 6 мая (до этого времени, согласно предписанию Минфина США, американские граждане и структуры должны завершить все транзакции и отношения с банком). 1 апреля банк и его сотрудники учредили компанию «А-инвестиции», которая, под данным ЕГРЮЛ, займется брокерской деятельностью. Банку в новой структуре принадлежит 34%, а руководителю брокерского бизнеса Альфа-банка Илье Васильеву и руководителю дирекции брокерских операций банка Сергею Рыбакову — по 33%.

 

О намерении централизованно перевести иностранные активы клиентов до 13 апреля  на обслуживание к другому брокеру сообщал и Сбербанк. Как писал Frank Media, активы могут быть переведены в БКС и «Атон». Однако БКС вечером 8 апреля официально опроверг эту информацию. Из Telegram-канала «СберИнвестиций» уже исчезло сообщение о переводе иностранных активов клиентов «в другой депозитарий, не включенный в санкционный список»,  а на сайте банка по адресу, где раньше говорилось о переводе активов другому брокеру, теперь владельцам иностранных бумаг предлагают обратиться к клиентскому менеджеру. «Мы предприняли шаги, чтобы вы могли распоряжаться своими активами без ограничений», — сообщает банк.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+