К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

В России зарегистрирована первая отечественная вакцина от ВПЧ

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российская фармкомпания «Нанолек» получила регистрационное удостоверение на вакцину «Цегардекс», предназначенную для профилактики вируса папилломы человека (ВПЧ), заметил Forbes. Она защищает от тех же четырех типов ВПЧ, вызывающих рак шейки матки, что и «Гардасил» (4) от американской MSD. В 2026 году «Цегардекс» планируют начать применять у детей, выяснил Forbes. Появление отечественной вакцины от ВПЧ может означать ее скорое появление в Национальном календаре профилактических прививок, заявляли ранее в Минздраве

Первая отечественная вакцина от вируса папилломы человека (ВПЧ) «Цегардекс» получила регистрационное удостоверение Минздрава. Это разработка фармкомпаний «Нанолек» и НПК «Комбиотех». Она предназначена для профилактики заболеваний, которые могут быть вызваны ВЧП четырех типов — 6, 11, 16 и 18. Люди с этими типами ВПЧ сильнее других подвержены риску возникновения таких заболеваний, как рак шейки матки, рак анального канала, а также появлению кожных образований — папиллом. 

«Цегардекс» защищает от тех же типов ВПЧ, что и первая вакцина в мире «Гардасил» американской MSD. Впервые ее начали применять в 2006 году. С тех пор во всем мире проходит широкомасштабная вакцинация против ВПЧ, а препарат получил одобрение многих международных организаций, в том числе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В рамках Глобальной стратегии по борьбе с раком шейки матки как проблемы общественного здравоохранения ВОЗ поставила амбициозную цель: к 2030 году обеспечить вакцинацию против ВПЧ 90% девочек младше 15 лет. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Сегодня в разных странах мира действуют национальные программы иммунизации от ВПЧ — в 2019 году от него прививали более чем в 100 государствах. Россия пока не входит в их число, хотя в некоторых регионах есть локальные программы иммунизации подростков. По информации главного внештатного специалиста — гинеколога детского и юношеского возраста Минздрава России Елены Уваровой, вакцинация против ВПЧ должна войти в Национальный календарь профилактических прививок к 2026 году. По ее словам, именно к этому времени на рынке должна появиться предназначенная для лиц младше 18 лет вакцина.

 

Пока «Цегардекс» предназначена только для применения у взрослых, но, как сообщили Forbes в пресс-службе «Нанолека», в течение нескольких лет на рынке должна появиться и детская версия. Согласно данным Госреестра лекарственных средств, российская «Цегардекс» представляет собой суспензию для внутримышечного введения. Действующее вещество препарата — высокоочищенный неинфекционный белок каждого из заявленных типов ВПЧ. 

«В настоящее время проводится клиническое исследование вакцины с участием здоровых детей в возрасте 9–17 лет для дальнейшего расширения возрастного диапазона применения вакцины. Ожидается, что соответствующие показания будут внесены в регистрационное удостоверение на вакцину в 2026 году», — пояснили в пресс-службе. В компании добавили, что в 2021–2023 годах российская вакцина против ВПЧ успешно прошла клинические исследования, в которых было показано, что  показатели безопасности и иммуногенности препарата сопоставимы с показателями американского препарата «Гардасил».

 

Помимо «Гардасила», у американского производителя MSD есть еще одна вакцина от ВПЧ — девятивалентная, но она в России не зарегистрирована и не продается. Также на рынке обращается «Церварикс» от британской GlaxoSmithKline (GSK), однако она защищает только от двух типов вируса — 16 и 18, и не настолько популярна, как препарат от MSD. 

Как рассказали Forbes в аналитической компании Alpha RM, с начала 2025 года государство закупило 30 800 упаковок четырехвалентного «Гардасила» на 262 млн рублей. За 2024 год на закупку препарата было потрачено 1,7 млрд рублей (212 500 упаковок), а за 2023-й — 2 млрд рублей (255 300 упаковок). Кроме того, препарат доступен для розничной продажи — по данным аналитиков DSM Group, с которыми ознакомился Forbes Healthcare, в 2024 году в аптеках было куплено 13 500 упаковок «Гардасила» на 123,3 млн рублей, а ранее, в 2023-м, — 9100 упаковок на 81,4 млн рублей. Куда меньшую долю рынка занимает препарат «Церварикс» от GSK — в 2024 году объем его закупок составил 38,5 млн рублей, где 36,2 млн — доля розничных продаж, а остальное — госзакупки.

О разработке российской вакцины компании-производители заявили в 2020 году. Тогда отмечалось, что инвестиции в организацию производства, старт которого планировался к концу 2023 года, составят порядка 1,8 млрд рублей. Еще ранее, в 2014 году, партнер «Нанолека» по данному проекту — НПК «Комбиотех» — получил патент на саму вакцину, а в 2018 году — на способ ее производства. Сейчас «Комбиотех» заявлен в Государственном реестре лекарственных средств как производитель фармацевтической субстанции для вакцины, а предприятие «Нанолека» в Кировской области — как производитель готовой лекарственной формы и упаковщик. 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости