Сеть «Около» вошла в топ-10 крупнейших продуктовых франчайзеров

Сеть «Около», которую X5 запустила в 2023-м, в прошлом году получила выручку в 8,5 млрд рублей и заняла седьмое место в топ-10 крупнейших ретейлеров FMCG (товары повседневного спроса), следует из данных, предоставленных Forbes агентством INFOLine. В список попали концепции, работающие по классическому франчайзингу и снабжающие партнеров с собственных складов. По данным на апрель 2025 года, под брендом «Около» открылось 1600 магазинов в 32 регионах России.
Лидером рэнкинга, составленного INFOLine, осталась сеть «Авокадо», принадлежащая дистрибьютору продуктов питания «Сладкая жизнь». Она получила в 2024 году выручку в 98,5 млрд рублей. На втором месте по этому показателю — сеть магазинов у дома от Metro Cash&Carry «Фасоль» (58,7 млрд рублей). Третье место заняла сеть «Домашкино» (25,4 млрд рублей) предпринимателя Юрия Ефименко, совладельца молочных производств в Самарской области.
В рэнкинг INFOLine вошли франчайзинговые сети магазинов продуктов и товаров повседневного спроса с розничной выручкой более 3 млрд рублей в год. Агентство не учитывает концепции обратного франчайзинга, при котором франчайзер берет на себя большую часть операционного управления и контроля над бизнесом, поэтому в списке нет, например, франшизы «Пятерочки», которая работает именно по такой схеме. Также INFOLine в этом году включала в список франшизы, снабжающие партнеров своими товарами, поэтому из топа «выпала» башкирская «Апельсин-сити», основанная бизнесменом Олегом Рейнгардом. В первом полугодии 2024-го она получила выручку в 3,5 млрд рублей.
Лидер рэнкинга «Авокадо» опережает другие сети и по числу магазинов — у нее 5700 объектов, — хотя при этом она открывает новые точки только в Центральном и Приволжском федеральных округах. Сети «Фасоль», «Первым делом» (франчайзинговый проект ГК «Дикси») и Spar в 2024 году продолжали сокращать количество объектов. Они потеряли за год соответственно 30 из 1430, 55 из 440 и 8 из 76 магазинов. Как отмечают аналитики INFOLine, это происходит в связи с ужесточением требований компаний к франчайзи и высокой конкуренцией на рынке франшиз. Кроме того, как говорил Forbes Франшизам представитель «Дикси», группа перезапустила франшизу под своим основным брендом и будет вкладываться в ее развитие.
По темпам прироста на первое место вышла екатеринбургская сеть магазинов у дома «Жизньмарт», увеличившая выручку в 2024 году к 2023-му на 59,4%, «Домашкино» подняла этот показатель на 46,8%, «Авокадо» — на 22,2%. Заметное снижение выручки, на 42%, продемонстрировала франшиза «Первым делом».
«Франчайзинговые проекты становятся ключевым инструментом для развития бизнеса дистрибьюторских компаний и B2B0-продаж ретейлеров. За счет своей закупочной силы эти компании приобретают товары и поставляют их партнерам, делятся с ними компетенциями по управлению магазинами, оказывают маркетинговую поддержку», — отмечают аналитики INFOLine.
Ранее INFOLine сообщало, что в первой половине 2024 года суммарная выручка девяти крупнейших франчайзинговых универсальных сетей выросла на 12,6% к тому же периоду 2023-го. Число магазинов увеличилось при этом на 11%, до 10 359. При этом годом ранее оно поднялось на 18%. По итогам всего прошлого года количество магазинов у участников рэнкинга, за исключением новичка-сети «Около», выросло всего на 8%.
Гендиректор «INFOLine-аналитики» Михаил Бурмистров объяснял Forbes эту динамику эффектом растущей базы и переключением части франчайзи на работу с новыми проектом, той же сетью «Около». А основатель INFOLine Иван Федяков предупреждал, что стоит ждать дальнейшего снижения темпов развития рынка, так как высокие ставки по депозитам переключили внимание заметной части потенциальных инвесторов с покупки франшизы на банковские депозиты.