Крупнейшие франчайзинговые сети FMCG за полгода увеличили выручку почти на 13%
Суммарная выручка девяти крупнейших франчайзинговых универсальных сетей в первой половине 2024 года увеличилась на 12,6% относительно аналогичного периода 2023-го и достигла 148,9 млрд рублей без НДС, подсчитало агентство InfoLine в исследовании «Топ-200 крупнейших торговых сетей FMCG России». Количество их магазинов выросло на 11%, до 10 359. Год назад лидеры рынка франчайзинга росли на 18% и по выручке, и по числу магазинов. Франчайзинговые ретейлеры пока существенно отстают по темпам роста от
лидеров розничного рынка: топ-10 ретейлеров FMCG в первом полугодии
увеличили продажи на 24,7%, до 5,2 трлн рублей без НДС.
В топ франчайзинговых сетей входит только девять компаний, потому что порог входа в ренкинг — продажи в 1,8 млрд рублей, и его смогли преодолеть только эти сети. При этом InfoLine не учитывает показатели франчайзинговых магазинов «Пятерочка», так как они работают по схеме обратного франчайзинга, когда управление полностью берет на себя франчайзер.
Замедление в развитии партнерских сетей может объясняться как эффектом растущей базы, так и переключением части франчайзи на контракты с новыми проектами, в первую очередь с новой сетью магазинов у дома от X5 Group — «Около», считает гендиректор «InfoLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Уже по итогам этого года, по оценке аналитиков InfoLine, у «Около» есть шансы попасть в топ франчайзинговых сетей.
- Лидером ренкинга франчайзинговых сетей и по обороту, и по числу магазинов осталась сеть «Авокадо», которую развивает дистрибьютор продуктов питания «Сладкая жизнь». Ее выручка увеличилась на 25%, до 47,5 млрд, а количество магазинов достигло 5392 (+11%).
- Второе место по выручке занял еще один проект «Сладкой жизни», франчайзинговая сеть Spar, нарастив выручку на 8%, до 41,2 млрд рублей (без учета еще одного франчайзи Spar, мастер-франшизы «Спар Миддл Волги»). Физически она практически не увеличилась: у нее, как и годом ранее, было 310 магазинов.
- На третьем месте и по выручке, и по числу магазинов проект Metro, сеть супермаркетов «Фасоль». Но ее показатели ниже, чем в первые шесть месяцев 2023 года: выручка снизилась на 0,3%, до 26,2 млрд рублей, а магазинов стало меньше на 13% — 1448 точек.
- Следом по объему выручки идет сеть «Домашкино» бизнесмена Юрия Ефименко, совладельца самарских молочных производств, увеличившая этот показатель на 70%, до 13 млрд рублей, а число магазинов — на 67%, до 2180.
- Пятый участник топа, хотя и отстает от предыдущего по объему выручки почти в два раза, увеличил ее рекордными для сегмента темпами, на 128% — выручка сети магазинов у дома «Жизньмарт», основанной екатеринбургским ресторатором Иваном Зайченко, подскочила до 6,6 млрд рублей, а число магазинов увеличилось в 2,4 раза — до 337 точек.
- А вот у шестой сети по выручке — дискаунтеров «Первым делом» от сети «Дикси» — выручка в первом полугодии была почти на 50% ниже, чем в том же периоде 2023 года. Число ее магазинов снизилось на 46%, до 400 точек.
- Далее снова идет проект «Сладкой жизни» — сеть магазинов у дома «Малинка», выручка которой выросла на 3,6%, до 3,55 млрд рублей, а вот магазинов у нее стало на 17 меньше — 193 точки.
- Восьмая по выручке сеть — башкирская «Апельсин-сити», основанная бизнесменом Олегом Рейнгардом, она увеличила выручку почти на 13%, до 3,5 млрд рублей, а число магазинов у нее осталось прежним — 16 точек.
- Наконец, у девятого участника топа, сети «Корзинка», которую развивает алтайский торговый дом «Аникс», выручка выросла на 4%, до 1,8 млрд рублей, а число магазинов — на 2%, до 107 точек.
К концу полугодия 2024 года топ-200 крупнейших FMCG сетей управляют
более чем 125 000 собственными и франчайзинговыми торговыми объектами (среди
них более 1020 гипермаркетов, более 3700 супермаркетов, более 49 000
мягких, более 8000 жестких дискаунтеров и более 69 000 магазинов у
дома) общей торговой площадью более 38 млн кв. м и более чем 800
распределительными центрами и складами.
Прошлый год и начало 2024-го стали благоприятным временем для наращивания франчайзинговых сетей, в них много инвестировали как сами владельцы брендов, запуская новые проекты, так и частные инвесторы, которым стало слишком дорого развиваться самостоятельно, объясняет гендиректор InfoLine Иван Федяков. Сейчас требуются большие вложения в автоматизацию и разработку приложений, без которых не обходится ни один серьезный розничный бизнес, а входя во франчайзинг, предприниматель может получить все это сразу и за вполне вменяемые деньги, объясняет эксперт популярность франшиз в ретейле.
Но с лета 2024 года ситуация изменилась, предупреждает Федяков: когда следом за повышением ставки рефинансирования начался резкий рост кредитных ставок и стало возможным получить 23-24% годовых, просто разместив деньги на депозите, инвестиции во франшизы, из которых не все обеспечивают доходность на уровне 20% годовых, особенно в ретейле, замедлились. «Мы ожидаем достаточно резкого спада активности по итогам II полугодия, и так будет до тех пор, пока кредитные ставки не пойдут вниз, и, скорее всего, это произойдет не раньше лета 2025 года, так что, к сожалению, зима на рынке франчайзинга затянется», — опасается эксперт.