«Пятерочка» за 2024 год увеличила франчайзинговую сеть на 50%

За прошлый год под брендом «Пятерочка» открылись 172 франчайзинговых магазина, за счет чего общее число таких торговых точек в сети выросло на 53%, до 487, указано в сообщении компании, поступившем в Forbes. На 2025 год запланировано открытие 400 магазинов по франшизе. «Прошлый год стал во многом прорывным для франчайзинга «Пятерочки», — отмечает директор департамента развития франчайзинга торговой сети Михаил Кольцов.
Первая половина 2024-го была благоприятным временем для наращивания франчайзинговых сетей в FMCG-ретейле, в них много инвестировали как сами владельцы брендов, запуская новые проекты, так и частные инвесторы, которым стало слишком дорого развиваться самостоятельно, объяснял Forbes гендиректор INFOLine Иван Федяков. Для многих предпринимателей франшиза стала возможностью получить за доступные деньги инструменты по автоматизации бизнеса, доступ к приложениям и другим каналам электронной торговли, без которых сейчас невозможен эффективный бизнес в розничной торговле, пояснял Федяков. Хотя, по его оценке, из-за высоких кредитных ставок во второй половине 2024 года спрос на франшизы замедлился, представители нескольких FMCG-ретейлеров говорили Forbes, что не видят этой тенденции. Например, «Дикси» получает много заявок на франшизы и в 2025 году планирует увеличить свою франчайзинговую сеть более чем в два раза, открыв не менее 20 таких торговых точек, рассказал Forbes руководитель группы «обратный франчайзинг» в компании Иван Петров. О большом спросе на франшизы рассказывал и представитель Fix Price.
Лидером по открытиям у «Пятерочки» в прошлом году стала Московская область, где появилось более трети всех новых франчайзинговых точек. Кроме того активно запускались магазины в Ленинградской (21 точка), Волгоградской (13), Владимирской (10) и Калужской (7) областях. Всего же за 2024 год «Пятерочка» получила более 8000 заявок на открытие магазинов по франшизе, отмечено в сообщении компании. Сейчас у нее 174 франчайзи — на 79 больше, чем в 2023 году, при этом 52% партнеров открыли не менее двух «Пятерочек».
Заметными событиями для франчайзинговой программы в «Пятерочке» называют начало подбора франчайзи на Дальнем Востоке, выход по мастер-франшизе (когда владелец франчайзингового бренда предоставляет другой стороне право нанимать новых франчайзи в определенной области) в Республику Саха (Якутия) и передачу всех действующих магазинов бренда в Воркуте местному франчайзи.
Торговая сеть работает по модели обратного франчайзинга, при которой берет на себя управление товарооборотом, ценообразованием, логистикой и маркетингом. Открытие по франшизе обходится партнеру в 3-5 млн рублей при приобретении готового магазина и в 20 млн рублей — при запуске розничной точки «с нуля». Сама «Пятерочка» инвестирует в каждый магазин товарные запасы на 7-8 млн рублей. Средний срок окупаемости франчайзинговой торговой точки, по заявлению ретейлера, — три-три с половиной года.
Торговая сеть «Пятерочка» к концу 2024 года состояла из 22 975 магазинов в формате «у дома» в 74 регионах России. Она входит в X5 Group вместе с сетями «Перекресток» и «Чижик», магазинами «Красный Яр» и «Слата», сервисами доставки Vprok.ru, 5Post, «Много Лосося» и медиаплатформой Food.ru.