Сеть суши-баров «Ёбидоёби» выходит в Белоруссию под новым названием
Российская сеть доставки суши «Ёбидоёби» в октябре начала рекламную кампанию по поиску франчайзи в Белоруссии, а в декабре ее партнер уже открывает первую dark kitchen («темную кухню») и точку самовывоза в Гомеле. Правда, называться заведение будет «Ё суши и роллы». Часть российских франчайзи бренда в регионах тоже уже работает под этой вывеской, чтобы избежать претензий со стороны местных властей.
«Гомель стал стартовой площадкой для выхода на рынок Белоруссии. Это город с большим потенциалом, активной аудиторией и готовностью к восприятию новых брендов, а местный партнер — опытный предприниматель, который много лет успешно развивает в стране фуд-бренды», — рассказал Forbes представитель «Ёбидоёби». По его словам, уже подписаны договоры с франчайзи в других областях страны, готовится открытие второй точки в Мозыре.
Осваивать новый рынок с регионов — правильное решение, потому что конкуренция среди сервисов доставки суши сейчас есть только в Минске, и пока не появился крупный национальный игрок, представленный по всей стране, говорит владелец белорусской сети пышечных «Пон-пушка» Алексей Шпадарук. Успех российского бренда будет зависеть от способности предложить хорошее соотношение качества и цены продукта, добавляет он. При этом Шпадарук удивляется смене названия сети — прежнее было на слуху, поэтому под ним было бы легче развиваться.
Сеть «Ёбидоёби», основанная в 2016 году в Красноярске маркетологом Константином Зименом и предпринимателем Дмитрием Прадедом, за пять лет благодаря агрессивному маркетингу вошла в десятку крупнейших доставок суши в России. Например, компания размещала рекламный баннер на сайте PornHub и продвигала свою продукцию под такими слоганами, как «Не материмся и вкусно готовим». Сейчас в сети более 80 партнеров и 239 точек по производству и доставке суши в России, три в Казахстане и две в ОАЭ. В 2023 году выручка управляющей компании, принадлежащей женам Зимена и Прадеда, сократилась, по данным СПАРК, по сравнению с предыдущим годом на 12%, до 163 млн рублей, зато чистая прибыль выросла на треть, до 13,3 млн рублей. Общий же оборот сети с учетом партнерских точек компания оценивает в $75 млн.
Управляющая компания 2 декабря сменила название с ООО «Ёбидоёби» на ООО «Суши с приставкой суши» из-за того, что не смогла отстоять в суде свое право использовать прежнее наименование. Хотя основатели утверждали, что в переводе с японского оно значит всего лишь «день недели — суббота», те или иные претензии к нему контролирующие органы и недовольные граждане предъявляли все время существование «Ёбидоёби». В 2022 году Красноярское управление Федеральной антимонопольной службы подало иск с требованием изменить название юрлица, так как оно «противоречит принципам гуманности и морали». В 2023–2024 годах суды разных инстанций, включая Верховный суд и Суд по интеллектуальным правам, поддержали требования ФАС о запрете названия.
Пресс-служба «Ёбидоёби» тогда заявила, что, несмотря на это, название бренда в приложении, соцсетях, на вывесках, а также в рекламных материалах останется прежним.
«Юридическое наименование мы решили сделать таким, каким его хотят видеть регулирующие органы: скучным, серым и незапоминающимся. <...> Мы избавляем себя от лишних забот», — объяснил в своем Тelegram-аккаунте Константин Зимен. Требований об изменении коммерческого обозначения, которое «Ёбидоёби» использует на вывесках и в рекламных текстах, суд не предъявлял, объяснял предприниматель.
Тем не менее, как выяснил Forbes, как минимум пара десятков российских точек сети поменяли вывеску на «Ё суши и роллы». Например, под ней теперь работают пункты доставки суши в Красноярском крае, на Алтае и в Подмосковье. «Управляющая компания дала возможность выбрать, под каким названием работать, и мы решили от греха подальше поменять «Ёбидоёби» на логотип с одной большой буквой Ё в узнаваемом стиле, тем более, что нам ежегодно поступала как минимум одна претензия по старому названию от наших чиновников», — рассказал один из франчайзи бренда.
Если в городе есть претензии к названию, то решение, какую вывеску размещать на точке, принимает владелец филиала, подтвердил Forbes представитель «Ёбидоёби». По его данным, пока более 90% точек сохранили прежнюю вывеску.
Международную экспансию в другие страны компания тоже планирует вести под основным брендом. Франчайзинговая точка доставки уже появилась в Ереване, а через несколько дней в Баку по франшизе откроется большой и современный ресторан «Ёбидоёби», который станет одной из лучших локаций сети, рассказывает представитель компании. Идут переговоры о расширении в Казахстане и на Ближнем Востоке, открытии точек в Молдавии и Узбекистане.