Суд в Красноярске обязал сеть «Ёбидоёби» сменить название
Красноярский арбитражный суд обязал сеть доставки суши и роллов «Ёбидоёби» сменить свое название в трехмесячный срок. «По мнению суда, обозначение «Ёбидоёби» противоречит общеизвестным принципам гуманности и морали, так как оно находится в информационном поле неограниченного числа лиц и с существенной долей вероятности может вызвать ассоциацию с бранной ненормативной лексикой русского языка», — говорится в сообщении пресс-службы суда.
Суд пришел к выводу, что фирменное наименование «Ёбидоёби» не входит в число общеизвестных матерных слов, «однако состоит из употребления подряд двух слов, образованных от общеизвестного матерного, бранного слова на букву «е», которые используются для обозначения действий сексуального характера, следует из решения, опубликованного в картотеке дел. «Неуместное использование ассоциаций с сексуальными действиями само по себе, а равно как и публичное использование ассоциаций с матерным словом, по мнению суда, очевидно, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали», — подчеркивается в решении суда.
Иск к сети был подан Федеральной налоговой службой Красноярского края. Ответчик — ООО «Ёбидоёби» — в суде доказывал, что фирменное наименование не нарушает нормы законодательства, так как является лексемой японского языка и переводится как «День недели — суббота». «Основания для вывода о том, что средний российский потребитель будет воспринимать заявленное обозначение именно как транслитерацию предложения «День недели — суббота» на японском языке, отсутствуют», — возразил на это суд.
Пресс-служба «Ёбидоёби» сообщила Forbes, что подаст апелляцию и до окончательного решения не будет менять название. В сети обратили внимание, что решение суда касается только фирменного наименования юрлица. «ФНС ссылается на то, что у потребителя складываются неоднозначные ассоциации, однако название юрлица никак не взаимодействует с потребителями», — отмечается в пресс-релизе.
В «Ёбидоёби» напомнили, как в 2019 году оспорили решение в рамках аналогичного судебного процесса. Проведенная тогда независимая экспертиза признала, что название не имеет близкого сходства с бранной лексикой и не соответствует русскому сквернословию. В результате суд встал на сторону «Ёбидоёби».
Красноярские предприниматели Дмитрий Прадед и Константин Зимен запустили сеть темных кухонь «Ёбидоёби» в 2016 году. Первую жалобу на компанию подало управление архитектуры мэрии Красноярска в Федеральную антимонопольную службу (УФАС), считая, что вывеска «Ёбидоёби» порочит облик города. Ведомство нарушений не выявило. Два года спустя Волгоградское управление ФАС признало рекламу сети, распространяемую в Волгограде, нарушающей требования закона о рекламе, и пообещало предложить ФНС инициировать иск об изменении названия сети. При этом Роспатент в 2019 году отказался регистрировать в качестве товарного знака слово «ёбидоёби» в связи в противоречием общественным интересам. Компания пыталась обжаловать это решение, но суд по интеллектуальным правам в 2020 году поддержал Роспатент.
В 2021 году сеть «Ёбидоёби» подверглась атакам со стороны националистического и женоненавистнического движения «Мужское государство» (организация признана экстремистской и запрещена в России) после рекламы с участием темнокожего актера.
«Ёбидоёби» сообщила, что с 2016 года по всей территории России открылись 179 ресторанов в 132 городах России. По данным «Спарк», продажи ООО «Ёбидоёби» в 2022 году составили 184 млн рублей, чистая прибыль — чуть меньше 10 млн.