После пандемии в России начали быстро расти франшизы в сфере медицинских услуг. Этот сегмент до сих пор остается одним из самых перспективных для франчайзи, и для его ведения нужна лицензия, а вот диплом о профессиональном образовании владельца — нет, говорит основатель инвестиционной платформы Frontiers, эксперт по масштабированию бизнеса Мария Кузнецова.
У медицинских франшиз действительно нет требований к наличию у партнеров образования и опыта в сфере медицины, подтверждают их владельцы. Зато все хотят видеть у потенциального франчайзи умение руководить и желание развивать бизнес. И, конечно, предпринимательскую хватку. «Как это ни банально, в первую очередь нас интересует способность франчайзи собрать достаточную сумму денег для старта и разумно распоряжаться этими, а потом и заработанными средствами, для развития бизнеса в соответствии с нашими правилами и рекомендациями», — признается владелец одной из франшиз в сфере медицинских исследований.
«Наличие медицинского образования — не обязательный критерий. Соответственно, его нет у большинства франчайзи «Инвитро», — заключает директор по франчайзингу и развитию сети лабораторий Семен Хаймовский. Для сети стоматологических клиник «Интан» наличие медицинского образования тоже не играет большой роли при выборе франчайзи — гораздо важнее, есть ли навыки управления персоналом и коммуникации с клиентами, говорит руководитель департамента франчайзинга стоматологических клиник «Интан» Виталий Зуйков. «Все наши франчайзи без медицинского образования, это предприниматели с разносторонним опытом — от владельца автоцентра до руководителя в банковском секторе», — продолжает он.
Владелец франшизы полностью берет на себя функции, требующие компетенций в медицине, а необходимые знания и решения передаются предпринимателю-партнеру в образовательных программах, которые он проходит во время обязательного обучения, объясняет заместитель генерального директора лабораторной службы «Хеликс» Дарья Горякина.
Франчайзи всегда может компенсировать недостаток профессиональных знаний и опыта обучением у франчайзера, упорным трудом и выполнением всех инструкций и рекомендаций, предусмотренных во франшизе, соглашается директор по франчайзингу сети «Точка красоты» Алексей Тищенко. При выборе партнера для компании главное — убедиться, что он человек ответственный, разделяет ее ценности, понимает, что ему лично придется много работать и следовать требованиям франшизы, продолжает он. Только кажется, что это простые требования, а на деле «Точка красоты» заключает договор примерно с одним из ста человек, обратившихся за покупкой франшизы, говорит Тищенко.
Точно так же не нужно специальное образование для открытия франчайзингового образовательного центра, отмечает основатель языковых центров «Полиглотики» Елена Иванова. Хорошо, если есть опыт работы с детьми, — это помогает быстрее освоить методики и программы и решать рабочие моменты с педагогами, а вот без чего точно не обойтись, так это без предпринимательского склада ума и желания развиваться, рассказывает она.
Из 56 франчайзи сетей школ рисования Grafika и школ дизайна artTech только у двух есть профессиональное художественное образование, рассказывает основатель и CEO сетей Андрей Ломтев. Остальные партнеры, по его словам, — люди с самым разным образованием и жизненным опытом, и общее у них всех то, что им интересны сферы обучения и творчества.
«У меня самого нет художественного образования, я даже не рисую», — признается Ломтев, когда речь заходит о необходимом уровне профессиональных знаний для бизнеса в этой сфере. Ему самому хотелось открыть экологичный и полезный людям бизнес с перспективами роста и возможностью сделать что-то, отличающееся от того, что есть на рынке. Школу рисования он выбрал потому, что, походив по подобным заведениям, увидел, как можно их улучшить. «Все было сложно и без клиентского сервиса. Мы решили, что если все просят покупать материалы, наша школа будет их предоставлять, и если в других местах надо подстраиваться под расписание, то мы будем предлагать выбрать удобное время в мобильном приложении», — объясняет он. Сразу было решено, что преподаватели не будут загонять ученика в рамки, а поддерживать творчество человека, ведь главное — сделать обучение удобным и не отбить желание заниматься.
Что же касается профессионализма, то на стадии запуска школы нашли лучших преподавателей, которые и помогли выстроить первые учебные программы. Сейчас Grafika и artTech дают работу более чем 200 методистам и преподавателям, рассказывает Ломтев.
Такие требования логичны для сферы услуг — в ней владельцу и руководителю предприятия важнее уметь управлять сотрудниками, у которых уже будет профильное образование и навыки, и грамотно взаимодействовать с клиентами и контрагентами, в том числе при решении конфликтных ситуаций, которые нередко возникают, например, при лечении или обучении, говорит Кузнецова из Frontiers. А чтобы проще было освоиться в новой сфере, она советует франчайзи все-таки выбирать бизнес, связанный с одной услугой, — например, кабинеты МРТ или рентгена, если речь идет о медицине, или обучение иностранным языкам, если об образовании.