Как не купить наемную работу под видом франшизы
Если присмотреться, пока франчайзинг в России больше похож на Дикий Запад, чем на прозрачный и привлекательный для ведения предпринимательской деятельности рынок. Ведь даже крупные бренды используют доверие предпринимателей к франчайзингу, чтобы решить свои задачи, а заработок покупателя франшизы для них далеко не в приоритете.
В качестве примера хочется рассмотреть один из самых обсуждаемых примеров — «франшизу» ПВЗ Wildberries. Забегая вперед, никакая это не франшиза, и в первую очередь — из-за формата договора. Wildberries предлагает покупателям ПВЗ заключить договор оферты, по которому они не получат никаких прав на использование товарного знака.
Более того, складывается уникальная ситуация, когда один из лидеров рынка ПВЗ не просто маскируется под франшизу, но и предлагает себя в качестве приза. Как следует из договора, предприниматель, желающий открыть ПВЗ, участвует в конкурсе с другими предпринимателями за право (заплатив 150 000 рублей) открыть ПВЗ по четко прописанным стандартам, повесить вывеску маркетплейса, и управлять пунктом — опять же так, как предписывает маркетплейс.
По сути, вы покупаете себе наемную работу директора пункта выдачи за свои деньги. Плюс аренда, ремонт, покупка мебели и оборудования лягут на ваши плечи. Для Wildberries же намного выгоднее строить сеть не за свои деньги, а за ваши.
Другие примеры маскировки — договоры оферты, оказания услуг, агентские договоры. Всем этим буквально кишит рынок франчайзинга. В качестве примера можно привести сферу экспертных услуг — такие варианты партнерства под видом франчайзинга предлагают маркетинговые агентства, агентства недвижимости, IT-компании. По сути же они предлагают покупателю стать их дилером или агентом — открыть офис продаж в своем городе или работать удаленно, подписывая с клиентом договор, а всю реализацию конечной услуги на себя возьмет головная компания.
По нашей практике, очень многие продавцы франшиз из этой категории не уверены в том, что новая точка в далеком городе будет прибыльной, и именно поэтому пытаются переложить расходы по открытию на псевдофранчайзи.
Опять-таки, возможно, на таком формате партнерства можно даже заработать — те же ПВЗ во многих случаях приносят неплохие деньги, но называть это франшизой никак нельзя.
Теперь хочется ответить на главный вопрос — от чего же я предостерегаю покупателей такой «франшизы»? Ведь какая разница, какой формат договора и какие в нем пункты, главное, что бизнес приносит прибыль! И даже — чем плоха наемная работа, если за нее хорошо платят?
Отвечая на этот вопрос, хочется вспомнить прошлогодние забастовки владельцев ПВЗ Wildberries. Они были связаны с изменением условий договора оферты, которые были не выгодны владельцам и потенциально влияли на уровень их дохода. Однако Wildberries действовал в рамках договора, ведь в нем есть пункт о том, что Wildberries вправе в одностороннем порядке вносить изменения и/или дополнения в сам договор, а также в любые приложения. После подписания оферты управляющая компания может вводить любые новые штрафы, изменять тарифные политики, внедрять новые требования и т. д. А владельцы ПВЗ не смогут даже написать негативный отзыв о компании, ведь за распространение информации, выражающей неуважительное и негативное отношение к Wildberries, после единоразового предупреждения грозит штраф в 100 000 рублей и расторжение договора в одностороннем порядке. Все просто, написал в интернете плохой отзыв — лишился возможности работать.
Как ваш доход изменится при следующей редакции договора — предугадать сложно. Именно поэтому добропорядочные франшизы фиксируют все условия на срок от трех до пяти лет в договоре коммерческой концессии. Этот договор является идеальным форматом взаимоотношений во франчайзинге и защищает права франчайзи, что легко прослеживается по судебной практике.
Так что внимательно изучайте рынок и его предложения, прежде всего обращайте внимание не на красоту презентации и обещания высоких доходов, а на то, как предлагаемый продавцом договор будет защищать ваши права, и как минимум четко осознавайте, на что вы соглашаетесь и к чему вам нужно быть готовым.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора