К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать
логотип компании

Франшиза «Пятёрочка»

«Пятёрочка»
Вид деятельности:
Продовольственные магазины
Год запуска:
2012
Количество франчайзи:
174
Количество франчайзинговых точек:
487
Количество собственных точек:
22 488
География:
Россия
Стартовые инвестиции:
От 20 млн рублей
Ежемесячные расходы:
Данные не предоставлены
Ежемесячная выручка:
2,99 млн рублей до налогообложения
Ежемесячная чистая прибыль:
650 000 рублей
Срок окупаемости:
36-42 месяца
Особые отметки:
Для начинающих предпринимателей, для опытных предпринимателей, для маленького города, для спальных районов, для туристических районов, без роялти, с договором коммерческой концессии

1. Какой формат бизнеса предлагается франчайзи

«Пятёрочка» работает по принципу обратного франчайзинга, то есть управленческие функции осуществляет франчайзер. Франчайзер занимается товарооборотом, ценообразованием, логистикой, маркетингом. Франчайзи должен построить магазин в соответствии со стандартами сети и выстроить операционные процессы: управление командой, отслеживание финансовых показателей и ассортимента. Франчайзи не платит роялти и не закупает товары в магазин, он принимает их на реализацию и получает агентское вознаграждение по итогам каждого месяца.

Для открытия «Пятёрочки» необходимо помещение от 450 кв. м с торговым залом не менее 270 кв. м. Обязательно должна быть зона разгрузки, желательно — наличие зоны парковки. Франчайзер рекомендует открываться в помещениях с возможностью получения алко- и табачной лицензии

 

2. Какова история создания франшизы

Первый магазин «Пятёрочки» был открыт в 1999 году в Санкт-Петербурге. Сейчас это крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома», в которую, по данным на конец 2024 года, входило более 22 000 точек в 74 регионах России. 

 

Сеть «Пятёрочка» развивает обратную франшизу с 2010-х годов. В 2018 году с ростом спроса на франшизы в России руководство компании решило активнее развивать это направление. В «Пятёрочке» появилось управление по франчайзингу — его сотрудники начали привлекать партнеров, создавать и оптимизировать экономические модели. В 2022 году франшиза была перезапущена.

«Пятёрочка» входит в X5 Group. Также группа включает сети «Перекрёсток», «Чижик», магазины «Красный Яр» и «Слата», цифровые бизнесы доставки Vprok.ru, постаматов 5Post, сеть общепита «Много лосося», медиаплатформу Food.ru

3. Кто является бенефициарным владельцем франшизы

 

X5 Group

4. С каким юрлицом франчайзера будет заключен договор

ООО «Агроторг» (ИНН 7825706086), это основное юрлицо «Пятёрочки». Владелец компании: ПАО «Корпоративный центр ИКС 5» (ИНН 9722079341)

5. Устойчиво ли финансовое положение франчайзера

Чистая розничная выручка торговой сети «Пятёрочка» составила 3 трлн рублей в 2024 году. Рост к 2023 году — 21,3%

 

6. Приходилось ли франчайзеру разрешать конфликты с франчайзи в судах

Компания сообщила, что не участвовала в судах с франчайзи в последние три года

7. Зарегистрирован ли товарный знак

 Товарный знак зарегистрирован. Номер регистрации: 757637

 

8. Передаются ли франчайзи права на использование товарного знака

Франчайзи передаются права на использование товарного знака

9. Используется договор коммерческой концессии или выбран другой тип соглашения

С франчайзи заключается договор коммерческой концессии

 

10. Каковы этапы открытия бизнеса по франшизе

  • Подача заявки и оценка локации. На этом этапе «Пятёрочка» оценивает локацию, рассчитывает расходы и дает подробный план открытия магазина. Партнер узнает, сколько стоит построить или подготовить к открытию свой магазин «Пятёрочка», что такое обратная франшиза, сколько будет зарабатывать магазин «Пятёрочка» в год и другое
  • Подписание договора. После оценки и согласования локации подписывается договор на открытие магазина под брендом «Пятёрочка» и фиксируются условия сотрудничества
  • Подготовка помещения. Франчайзер предоставляет готовый бизнес-план по открытию магазина: план помещения с расстановкой, все требования и техническое задание для проведения ремонтно-строительных работ и закупки оборудования
  • Подбор команды. Необходимо собрать персонал. Франчайзи занимается поиском персонала, франчайзер помогает в этом. Обучение и стажировка персонала проводится на базе открытых магазинов. Франчайзи получит полностью обученный персонал, а также рекомендации по штатному расписанию
  • Открытие магазина. «Пятёрочка» поставит товар, а франчайзи должен будет расставить его на полки согласно планограммам

11. Что входит во франчайзинговый пакет

  • Локация — подбор и оценка локации, прогноз товарооборота, подготовка технико-экономического обоснования проекта
  • Товар — готовая ассортиментная матрица с учетом особенностей локации
  • Ремонт — готовое техническое задание на ремонтно-строительные работы, контакты поставщиков торгового и складского оборудования
  • Поставки — закупка и ежедневное обеспечение магазина товарами
  • Персонал — регламенты и обучение персонала, стажировки для сотрудников в действующих магазинах
  • Сопровождение — принцип «поддержка 360» на этапе открытия магазина и действующего бизнеса
  • Продвижение — поддержка централизованной маркетинговой стратегией и рекламой

12. Кто берет на себя расходы на маркетинг и занимается рекламой

Франчайзер

 

13. Предполагается ли доступ к централизованному программному обеспечению

Да

14. Кто выбирает локации

«Пятёрочка» может предложить помещение либо обозначить приоритетные территории для открытия магазинов. Также она дает экспертную оценку помещения, которое франчайзи нашел самостоятельно. «Пятёрочка» рассчитывает примерный размер товарооборота в этой локации

 

15. Предоставляются ли исключительные права на какую-то территорию

Предоставление эксклюзивных прав на территории решается индивидуально и зависит от региона, населенного пункта и договоренностей с партнером

16. Как устроена система обучения

Сотрудники франчайзи перед открытием проходят стажировку в других точках сети. Обязательного обучения для франчайзи нет, но они могут принять участие в обучающем проекте для партнеров сети «Франчайзинг 360». Это образовательная программа, которая помогает как новичкам, так и действующим франчайзи разобраться в основах ведения бизнеса. Программа состоит из трех уровней и охватывает ключевые направления: от особенностей продовольственного ретейла до практических рекомендаций по масштабированию сети франчайзинговых магазинов. На данный момент успешно завершены первые два этапа обучения. Первый уровень прошел в ноябре 2024 года и собрал 16 начинающих предпринимателей. Второй этап состоялся в конце января этого года, на котором присутствовало более 40 участников, как новых партнеров, так и тех, кто уже давно работает с сетью

 

17. Как устроена система поддержки

У франчайзи нет персонального менеджера, но есть доступ к цифровому сервису для всех франчайзи, где они могут получить консультацию. Сервис доступен 24/7. Помимо этого, в личном кабинете цифрового сервиса для франчайзи доступны ключевые показатели его бизнеса, где на основе всех составляющих рассчитывается и подсвечивается итоговая прогнозируемая прибыль за месяц. Также доступны более детализированные отчеты

18. Довольны ли сотрудничеством действующие франчайзи

Материал о франшизе «Пятёрочки», где франчайзи делились своим опытом, выходил на «Forbes Франшизы». «В среднем магазин выходит на окупаемость за один год. Если за это время хорошего роста нет, но есть к нему предпосылки, то можно еще подождать. В случае выраженной регрессии, конечно, стоит его закрывать», — рассказывал Forbes один из партнеров сети. Он считает, что перспективнее всего сейчас открывать магазины на трассе, вблизи от поселков и дачных массивов: в жилых массивах быстро появляются конкуренты. Другой франчайзи советует первую половину года работы магазина потратить на выстраивание и согласование ассортимента, чтобы на полки попадало больше востребованного в конкретной локации товара. 

 

19. Каким образом были оценены стартовые инвестиции и ежемесячные расходы

Расчеты франчайзера на основе опыта действующих точек

20. Каким образом были оценены ежемесячные выручка и прибыль

Расчеты франчайзера на основе опыта действующих точек

 

21. Из каких расходов складывается общая сумма инвестиций

Стартовые инвестиции составляют от 20 млн рублей и включают следующие статьи расходов:

  • 7–8 млн рублей — ремонтно-строительные работы
  • от 11 млн рублей — закупка оборудования
  • до 500 000 рублей — паушальный взнос

22. Из каких затрат складывается сумма ежемесячных расходов

Данные не предоставлены

 

23. За что взимается паушальный взнос, каковы размер и сроки уплаты

Паушальный взнос составляет от 50 000 до 500 000 рублей

24. За что взимается роялти, каковы размер и сроки уплаты

Роялти отсутствует

 

25. Несет ли франчайзи дополнительные денежные обязательства перед франчайзером

Нет

26. Несет ли франчайзер денежные обязательства перед франчайзи

Нет

 

27. За что может быть оштрафован франчайзи

В рамках договора коммерческой концессии действует система контроля (проверки по чек-листам), которая регулирует соблюдение стандартов работы и предусматривает штрафы в случае выявления нарушений. Также предусмотрен штраф за досрочное расторжение договора по инициативе партнера

28. Какие зафиксированы основания для досрочного расторжения договора

Основанием для расторжения со стороны франчайзера является дебиторская задолженность и регулярное нарушение стандартов работы. Франчайзи может досрочно выйти из договора по своему усмотрению, выплатив предусмотренный компанией штраф

 

29. Есть ли ограничения на работу в отрасли после прекращения сотрудничества

Нет

30. На какой размер рынка и его будущий рост ориентируется франчайзер

Франчайзер ориентируется на рост рынка франчайзинга. Согласно исследованию Franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2024 год вырос на 17% по сравнению с прошлым годом и достиг 3,72 трлн рублей. Количество франшиз увеличилось на 12%, на рынок вышло более 500 новых брендов. При этом российские бренды занимают 89% рынка, а иностранные компании практически не представлены в сегменте услуг.

 

«Пятёрочка» активно развивала франчайзинговое направление в 2024 году. За год партнеры сети открыли 172 новых магазина, и теперь общее количество франчайзинговых точек достигло 487. Рост по сравнению с прошлым годом составил 53%

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости